Изобретение колеса

Предыстория возникновения автомобиля

Лекция 2

1. Изобретение колеса.

2. Совершенствование гужевых перевозок.

3. Роль процесса развития конных повозок в создании автомобиля.

 

 

Автомобили, в том виде, в котором мы привыкли их видеть на улицах городов и загородных трассах, были сконструированы всего лишь несколько десятков лет назад. История изобретения и создания автомобиля насчитывает несколько сотен лет. Колесным экипажам, движущимся при помощи запряженных в них животных – несколько тысяч лет. Возникает вполне резонный вопрос: «А что было до появления первых экипажей?»

Для того чтобы ответить на этот вопрос придется вернуться к тому времени, когда человек еще не многим отличался от других представителей животного мира окружающего его. В истории Человечества этот период называется «до нашей эры», а человек, проживающий в это время, называется первобытным.

Однако даже у первобытного человека часто возникала потребность переносить с места на место всевозможные предметы. При этом, естественно, хотелось сделать это как можно быстрей и с наименьшими затратами.

В первую очередь такая потребность возникала во время охоты. В погоне за дикими животными охотник уходил довольно далеко от стоянки своего племени, и в случае удачи ему приходилось нести убитого зверя на своих плечах. Это был тяжелый и длительный процесс, перечеркивающий радость удачной охоты. Пришлось находить другие, более легкие способы переноса добычи. Волочь по земле? Бесспорно легче, но при этом груз цеплялся за ветки растений, камни и корни деревьев. Попробовали подложить под добычу кусок шкуры животного – стало еще легче.

Прошли годы, столетия, века... Древний человек приобрел навыки обработки почвы и приручения диких животных. Теперь уже вместо охоты, человек начал их разводить около своей стоянки. Одни животные шли в пищу, других – оленей, лошадей, быков – использовали для переноски и волочения грузов.

Следующим шагом в совершенствовании способов переноса предметов стало изобретение полозьев. Это случилось после того, как однажды древний человек обратил внимание на то, что груз проще тащить не на всей плоскости, а только на ее части. Тогда и площадь соприкосновения с землей становилась меньше, и груз не так цеплялся за всевозможные препятствия. Так много тысяч лет назад появились сани на одном, а после для придания устойчивости, на двух полозьях.

4000 лет до нашей эры человек сделал одно из самых знаменательных открытий – он изобрел колесо. Сейчас трудно утверждать, как именно это произошло и что повлияло на это открытие. И это не удивительно, ведь нас разделяет более чем 6 тысяч лет истории развития человека. Лишь благодаря находкам сделанным во время археологических раскопок мы можем с определенной долей достоверности утверждать, что первое колесо было изобретено на Древнем Востоке и изготавливалось оно из дерева или камня. Об остальном нам остается только догадываться.

Возможно, изобретению колеса способствовало наблюдение древними людьми за движением Солнца по небесному небосклону. Этот огромный желтый предмет круглой формы свободно катился от одного края горизонта к другому беспрепятственно, преодолевая при этом большие расстояния. А может этому открытию поспособствовало наблюдение за круглым камнем, катящимся с горы, или... Впрочем, не станем гадать. Так или иначе, но на рисунках датированных IV веком до нашей эры появились первые изображения примитивных транспортных средств построенных на основе колеса. Археологам удалось так же обнаружить части древних телег, и даже сами колеса.

В то время, когда между различными группами людей, живущими на больших расстояниях друг от друга, начался товарообмен, возникла необходимость постройки дорог, по которым можно было бы, используя колесную телегу, перевозить грузы. Археологам удалось установить, что первые дороги появились в Древнем Египте лишь 5 тысяч лет назад – через тысячу лет после изобретения колеса. Именно такой срок понадобился древнему человеку для того, чтобы осознать их необходимость и полезность.

Первые дороги не имели никакого покрытия и представляли собой обыкновенные тропинки, очищенные от камней и растений, с хорошо утрамбованным грунтом. Человеку понадобилось еще тысячу лет, прежде чем он начал защищать проложенные дороги различными видами покрытия. На территории нынешней Швейцарии можно обнаружить древние дороги, вымощенные деревянными брусьями. По оценки ученных их изготовление относится к 1700 году до нашей эры. Подобные, мощенные деревом дороги, были обнаружены и в Голландии.

Первые, более прочные и благоустроенные дороги появились в 312 году до нашей эры в Великой Римской империи. На этот раз их покрытие состояло из предварительно обтесанного камня. Первая дорога была длиной 350 километров, и она соединяла города Рим и Кануей. Без сомнения эту дорогу можно назвать предком современных автострад. Через некоторое время дорожная сеть, построенная на территории Римской империи, достигла протяженности в 100 тысяч километров. Наиболее длинная из них выходила из Рима и соединялась с транспортным путем, ведущим в Китай.

Некоторые из римских дорог сохранились в нормальном состоянии до нашего времени. Это не случайно, ведь в некоторых местах толщина каменной кладки, из которой выполнено покрытие дороги достигает 1 метра.

Как известно все новое – это хорошо забытое старое. Эта поговорка оказывается, в очередной раз, справедлива, если обратить внимание на древний итальянский город Помпеи. В ночь на 24 августа 79 года нашей эры город погиб, погребенный толстым слоем (7…9 м) лавы и пепла во время извержения Везувия.

В начале XVIII века начались раскопки мертвого города. Сейчас он почти полностью открыт взорам туристов. Особый интерес вызывают улицы города. Они не отличаются шириной, две кареты вряд ли бы на них разъехались. Это говорит о том, что движение было односторонним, как, например, на многих улицах других древних городов. А подтвердить это предположение помогают колеи, выбитые повозками две тысячи лет назад на каменных мостовых.

Тротуары по обеим сторонам улиц довольно высокие. Такими их сделали, чтобы обезопасить пешеходов. Изумление вызывают перекрестки. Их как будто вчера сделали, а не двадцать веков назад. От тротуара к тротуару тянется пешеходная дорожка из плит. Между ними три промежутка. Два крайних для колес повозки, а средний – для лошади. Отметим удивительное совпадение размеров на всех без исключения перекрестках. Это позволяет утверждать, что на расстояние между колесами колесницы существовал древнеримский стандарт. Такой перекресток на всем ходу не проскочишь, надо притормозить коней. Так что и в Помпее был приоритет пешеходов.

Тем временем исторический процесс развития продолжался. Изобретение колеса подтолкнуло изготовление дорог. Теперь развитие дорог послужило дальнейшему совершенствованию колесных механизмов. Это привело к появлению конных повозок на мягком (с рессорами) и жестком ходу, предназначенных как для перевозки людей – экипаж, бричка, карета, так и для перевозки грузов – телега, арба.