Мультипликатор автономных расходов

Тема 6. Неокейнсианская модель макроэкономического равновесия: равновесие совокупных расходов и объема национального производства.

 

Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением может быть интерпретировано как равновесие между созданным национальным продуктом (совокупное предложение) и планируемыми со стороны населения, бизнеса, и государства расходами (совокупный спрос). Модель равновесия «национальный доход—совокупные расходы» («доходы—расходы» или т.н. «кейнсианский крест») является достаточно востребованной, в частности для определения влияния на национальный доход изменения каждой из составляющих совокупных расходов.

Равновесие на рынке благ в кейнсианской модели достигается только тогда, когда планируемые расходы равны национальному продукту. При построении модели «доходы—расходы», используются следующие функции: функция совокупных расходов, функция потребления, функция сбережения, функция инвестиций, функция государственных расходов,функция чистого экспорта.Относительно последних двух функций требуется сделать некоторые уточнения. Государственные расходы — это прежде всего денежные средства на закупки государством на рынках благ. Для стран с рыночной экономикой размеры государственного бюджета, его расходных статей бюджета известны на год вперед. Их считают величиной автономной. Чистый экспорт — это сальдо торгового баланса страны. На величину чистого экспорта также воздействует комплекс разнообразных причин, среди которых важнейшие — курс национальной валюты, величина издержек и цен в странах, торгующих друг с другом, конкурентоспособность производимых товаров. Чистый экспорт также рассматривается как величина постоянная.

Величина равновесного национального дохода в данной модели определяется сопоставлением функции планируемых расходов и функции, отражающей все возможные варианты макроэкономического равновесия.

В случае превышения объемов производства над планируемыми расходами фирмы столкнутся с трудностями реализации, и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания совокупного спроса и совокупного предложения, и наоборот. Фактические инвестиции могут включать в себя как запланированныеинвестиции, так и незапланированные,которыеотражаются в изменении товарно-материальных запасов и выполняют функцию выравнивающего механизма.

Важный вывод, следующий из этой модели: расходы определяют уровень производства, т.е. чем больше совокупный спрос, тем больше равновесный объем национального дохода (продукта).

Помимо случая, когда равновесный и потенциальный объемы равны между собой, возможны еще две ситуации:

1) равновесный объем производства меньше потенциального, что именуется рецессионным разрывом;

2) равновесный объем производства больше потенциального или инфляционный разрыв.

Рецессионный (дефляционный) разрыв — это ситуация, при которой совокупные расходы недостаточны для достижения объема производства на уровне полной занятости, и равновесие устанавливается на уровне, далеком от потенциального. Выходом из подобной ситуации может быть стимулирование спроса, и, прежде всего такой его составляющей, как инвестиции. Противоположная экономическая ситуация — инфляционный разрыв, когда совокупные расходы превышают доход. Спрос на товары превышает размеры того, что экономика может произвести, в результате начинают расти цены.

Для определения равновесного объема производства также можно использовать модель «сбережения — инвестиции» («изъятия-инъекции»). Если не принимать во внимание участие в экономике государства и внешней торговли, то и инвестиции, и сбережения можно рассматривать как разницу между национальным доходм и потреблением. В условиях макроэкономического равновесия сбережения должны быть равны инвестициям. При объеме производства больше равновесного происходит превышение уровня сбережений, который ожидают производители, что означает сокращение потребления и, как следствие, снижение фирмами производства и выпуска продукции. Аналогично нестабильной будет и противоположная ситуация — сокращение сбережений ведет к увеличению объема выпуска.

На практике для поддержания нормального функционирования экономики необходимо иметь механизм, который бы аккумулировал сбережения и направлял их на инвестиционные цели, способствуя тем самым достижению одного из условий макроэкономического равновесия — равенства между инвестициями и сбережениями. Данную задачу призваны выполнять финансовые структуры (институциональные инвесторы), входящие в денежно-кредитную систему общества.

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, — потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие т.н. мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения реального национального дохода над приращением автономного спроса. Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса. Мультипликатор действует так: любые дополнительные расходы становятся в экономическом кругообороте доходами тех лиц, которые реализуют товары или услуги. На следующем витке экономического кругооборота эти доходы могут вновь стать расходоми, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги. Чем большая часть дополнительных доходов идет на потребление и меньше на сбережения, тем больше величина мультипликатора, при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в приросте дохода данный коэффициент становится меньше.

Потребление и сбережения в обычных условиях «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня национального дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Инвестиционные и государственные расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.

Модель «сбережения — инвестиции» может быть использована для иллюстрации так называемого «парадокса бережливости». Представители классической теории доказывали, что увеличение сбережений благоприятно сказывается на экономическом положении как отдельных граждан, так и страны в целом. Увеличение сбережений должно способствовать увеличению инвестиций и вести к росту национального дохода. Кейнс указал, что при определенных условиях увеличение сбережений может приводить к нежелательным последствиям для экономики. Увеличение населением сбережения при прочих равных условиях сокращается потребление и совокупный спрос, а следовательно, и равновесный объем производства и занятость. Парадокс заключается в том, что это означает и снижение дохода, из-за чего желание увеличить сбережения не окажет в конечном итоге влияния на их величину. Фактический уровень сбережений может и не измениться. Уменьшение дохода, происходящее вследствие несовпадения планируемых сбережений и инвестиций, может быть достаточно ощутимым из-за снижения дохода на величину, пропорциональную мультипликатору.

Таким образом, согласно кейнсианской концепции равновесие на рынке благ зависит от величины совокупных расходов. Изменения в составляющих совокупный спрос расходах — в потреблении, инвестициях или государственных расходах оказывают мультиплицированное воздействие на национальный доход. Причем главную роль в этом процессе выполняют инвестиции.