Акты законодательства о налогах и сборах как основной источник НП. Действие актов в пространстве.

Закон - нормативный правовой акт, принятый высшим государственным органом или непосредственно народом, обладающий высшей юридической силой. В данном определении содержится указание на два существенных признака закона: 1) нормативный правовой акт принимается высшим органом государственной власти, имеющим возможность выражать волю государства, 2) закон обладает высшей юридической силой.

1. Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., как базисный нормативный правовой акт содержит основополагающие нормы, необходимые для дальнейшего регулирования налоговых отношений.

К числу статей Конституции, содержащих нормы налогового права, относятся:

-статья 57, согласно которой "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют";

- пункт "з" ст. 71, согласно которому в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы;

- подпункт "и" ч. 1 ст. 72, согласно которому установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ относится к общей компетенции РФ и субъектов РФ;

- часть 3 ст. 75, в соответствии с которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом;

- часть 3 ст. 104, закрепляющая, что законопроекты о введении или отмене налогов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ;

- статья 106, которая устанавливает, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов;

- статья 132, согласно которой органы МСУ самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

2. ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Хотя федеральных конституционных законов, специально посвященных регулированию налоговых отношений, Конституцией не предусмотрено, некоторые нормы названной группы законов регулируют вопросы налогообложения, а следовательно, могут быть отнесены к числу источников налогового права. Так, например, ФКЗ от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме РФ" запрещает выносить на референдум вопросы о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты (ст. 6) <1>, а Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (в ред. от 19 июня 2004 г.) закрепляет обязанность Правительства РФ давать письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты (ст. 36)

3. Федеральные законы. Акты законодательства о налогах и сборах являются основными источниками налогового права, а среди названных актов первостепенная роль отведена принятому в 1998 г. Налоговому кодексу РФ. Часть первая НК РФ посвящена общим началам налогообложения и закрепляет общие принципы функционирования налоговой системы в России, права и обязанности участников налоговых правоотношений, базовые категории налогообложения, формы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений. В статье 1 НК РФ сформулировано понятие законодательства о налогах и сборах, в соответствии с которым в законодательство о налогах и сборах включены акты трех уровней:

- законодательство РФ о налогах и сборах;

- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

- нормативные правовые акты муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ - нормативный правовой акт, относящийся к числу федеральных законов, призванный систематизировать налогово-правовые нормы. В системе законодательства о налогах и сборах НК РФ является основным нормативным правовым актом, на базе которого выстраивается вся система нормативно-правового регулирования налоговых отношений. Поэтому все налогово-правовые нормы независимо от того, в каких актах они закреплены, должны соответствовать требованиям норм, содержащихся в НК РФ. Вместе с тем, несмотря на то что НК РФ занимает, безусловно, доминирующее положение в системе законодательства о налогах и сборах, даже на федеральном уровне он не обладает монопольным правом регулирования налоговых отношений.

Пункт 1 ст. 1 относит к числу федеральных актов, входящих в систему законодательства о налогах и сборах, иные федеральные законы, принятые в соответствии с НК РФ. По замыслу законодателя, признак "принятые в соответствии с ним" должен был означать, что федеральные законы только тогда будут входить в систему законодательства о налогах и сборах РФ, когда в самом тексте Налогового кодекса они будут прямо или косвенно упоминаться. Однако использование термина "принятые в соответствии" вполне может трактоваться и как "не противоречащие" НК РФ.

Именно такое прочтение данной нормы, вероятно, позволило Пленуму Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении указать, что "до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения". Иными словами, Пленум ВАС признал, что формулировка "федеральные законы, принятые в соответствии с Налоговым кодексом" не предполагает, что эти законы должны быть непосредственно указаны в самом тексте Кодекса (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7)

4. Законодательству субъектов РФ о налогах и сборах посвящен п. 4 ст. 1 НК РФ. Названный пункт, следуя норме ст. 76 Конституции РФ, определяет, что законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

5. Система НПА, регулирующих вопросы налогообложения на местном уровне. П. 5 ст. 1 указывает лишь на то, что эти акты муниципальных образований должны быть приняты представительными органами власти. Несмотря на то что в качестве квалифицирующего признака акта органов муниципального образования, полномочного регулировать вопросы налогообложения, используется формулировка "акты о местных налогах и сборах", практического смысла этот признак не имеет, поскольку НК РФ не дает определения "акты о налогах и сборах", а следовательно, любой НПА муниципального образования, так или иначе затрагивающего вопросы налогообложения, может быть отнесен к актам законодательства о налогах и сборах. СООТВЕТСТВЕННО – ДЕЙСТВИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ – ДЕЙСТВИЕ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ РАЙОНЕ У КОНКРЕТНЫХ ПАЦАНЦЧИКОВ.