Тема 3. Макроэкономическое равновесие и его модели

Проблема макроэкономического равновесия является ключевой при анализе национальной экономики. Макроэкономическое равновесие - это такое состояние национальной экономики, при котором существует равенство между ограни­ченными ресурсами и растущими потребностями общества; между про­изводством и потреблением благ; между количеством предлагаемых товаров, услуг и спросом на них во всей экономике. Таким образом, макроэкономическое равновесие характеризует такую ситуацию в эко­номике, где достигнута сбалансированность в распределении благ между членами общества, отсутствуют такие явления, как безрабо­тица и инфляция и другие социальные потрясения.

Описанное выше равновесие представляет собой идеальное сос­тояние экономики, которое является абстракцией. В реальной дейс­твительности экономическое развитие сопровождается многочислен­ными проблемами, нарушающими условия достижения такого равнове­сия. Между тем изучение условий идеального экономического разви­тия имеет большое практическое значение. Оно позволяет выяснить факторы и меру отклонения реальных процессов от идеального, выра­ботать методы воздействия на экономическую систему с целью ее большего приближения к сбалансированному и эффективному состоя­нию. В экономической науке существуют давние традиции по анализу макроэкономического равновесия. Первую, достаточно упрощенную мо­дель, отражающую условия простого воспроизводства национальной экономики предложил еще в XVIII веке французский экономист Ф. Ке­нэ. В 60-е годы XIX века модель общественного воспроизводства со­вокупного продукта была предложена К.Марксом. Причем К.Маркс наряду с условиями простого воспроизводства проанализировал и фак­торы расширенного.

В экономической науке выделяются состояния частичного, обще­го и реального равновесия.

Под частичным равновесием понимается равновесие, достигаемое на отдельных рынках товаров и услуг. Например, установление рав­новесия на отдельно взятом рынке труда, когда объем предложения труда равен величине спроса на него. При этом состояние, сложив­шееся на других рынках не имеет значения.

Общее равновесие означает сбалансированное, согласованное взаимодействие всех рынков товаров и услуг на основе свободной конкуренции. Иными словами, это равновесие, установленное однов­ременно во всем рыночном хозяйстве. В этом случае изменения цен на одном рынке вызывает соответствующие изменения на других рын­ках. Условия такого равновесия впервые описал известный швейцарс­кий экономист Л.Вальрас в конце XIX века. Он с помощью системы уравнений показал взаимозависимость товарных рынков, где цены на конечные товары (потребительские продукты и услуги) зависят от цен на промежуточные товары (экономические ресурсы), а те в свою очередь изменяются под воздействием цен на потребительские това­ры, пользующиеся спросом со стороны населения. Причем экономические сделки в этой системе заключаются одновременно и в условиях полной информированности о конъюнктуре рынка всех его субъектов. Модель Л.Вальраса идеализировала действительность. Она наряду с перечисленными выше условиями предполагала также статичность экономики, т.е. отсутствие научно-технических измене­ний в хозяйственном развитии. При всей своей абстрактности модель общего экономического равновесия Л.Вальраса тем не менее сыграла большую роль в оценке реальных процессов в национальной экономике.

Реальное макроэкономическое равновесие устанавливается при несовершенной конкуренции под воздействием внешних факторов, влияющих на рыночную систему. Оно представляет собой динамический процесс, в ходе которого изменения вызываемые на одних рынках че­рез ценовой механизм передаются на другие рынки. В ре­зультате такого взаимодействия согласуются спрос и предложение в рамках национальной экономики, устанавливаются определенные про­порции между всеми сферами и отраслями хозяйственной системы. Од­нако такое равновесие довольно быстро нарушается и экономика стремится к новому равновесию на иной точке. В процессе такого движения национального хозяйства выявляются перепады в объеме производства, величине занятых и безработных, уровне цен, обнару­живается как всплеск экономической активности, так и ее затуха­ние, переходящее в экономический кризис. Эти процессы, ввергающие экономику в состояние нестабильнос­ти, стали объектом пристального изучения экономистов лишь в XX веке. Появились две основные теории (моде­ли) макроэкономического равновесия. Первая из них называется классической, которая в целом разделяется и современным неоклас­сическим направлением экономической мысли. Вторая теория - кейн­сианская сформулирована в 30-е годы XX столетия выдающимся английским экономистом Д.М. Кейнсом.

Истоки классической теории макроэкономического равновесия восходят своими корнями к творчеству А.Смита, Д.Рикардо и других представителей классической школы политической экономии. Следует заметить, что представители классической школы не пользовались макроэкономическими понятиями. Однако, проводя анализ микроэконо­мических величин, они рассматривали функционирование рыночной системы в целом, что позволяет говорить о классической теории макроэкономического анализа. В основе классической модели равновесия лежит закон рынков французского экономиста Ж.Б. Сэя. Суть этого закона сводится к следующему утверждению: предложение товаров создает собственный спрос. В соответствии с этим законом совокупная цена предлагаемых на рынке товаров равна общему доходу населения, на который поку­пается вся произведенная продукция. В результате весь объем пред­ложенных товаров полностью реализуется и экономика автоматически достигает равновесного состояния. Внешняя уязвимость вывода Ж.Б. Сэя в связи с тем, что не все доходы населения могут быть истрачены на потребление, преодолевается последующими разъяснени­ями классической школы. В результате классическая модель равнове­сия принимает достаточно стройную систему взглядов, состоящую из трех основных положений:

1) в связи с тем, что предложение товаров создает собствен­ный спрос, то общее перепроизводство невозможно, все товары пол­ностью реализуются;

2) в случае сбережения части доходов населением величина со­вокупного спроса снижается по отношению к объему совокупного предложения. Тогда в дело вступает денежный рынок. Сбереженная часть доходов через этот рынок продается предпринимателям, кото­рые инвестируют ее в свою очередь в покупку товаров и услуг. Сле­довательно, в действительности объем спроса не снижается, а меня­ется его структура. Иначе говоря, достигается равенство между сбережениями и инвестициями при определенной ставке процента (S=I), что обеспечивает равновесие в экономике;

3) если понижение спроса по каким-либо причинам не покрыва­ется инвестициями, то оно компенсируется гибкостью цен, ставок заработной платы и процента. В этом случае происходит снижение как цен, так и заработной платы до такого уровня, который будет достаточен для приобретения всего объема предложенной продукции.

Таким образом, по мнению классиков, реальный объем производства, занятость и реальные доходы населения в итоге не снижа­ются. Благодаря гибкости цен, заработной платы и ставки процента рыночный механизм автоматически подводит экономику к равновесному состоянию. Поэтому классическая теория макроэкономического рав­новесия полностью отрицает необходимость государственного вме­шательства в рыночные процессы.

Глубокий экономический кризис, поразивший мир в конце 20-х ­начале 30-х годов XX века («Великая депрессия») показала несостоятель­ность классической модели равновесия. Экономика западных держав столкнулась достаточно длительным периодом безработицы, снижения объема производства и всплеска цен. Обнаружилось бессилие рыноч­ных регуляторов в автоматическом восстановлении равновесия. Совершенно новая теория макроэконо­мического равновесия была изложена Д.М. Кейнсом в работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936). В отличие от классиков, Кейнс исходил из того, что активная роль в экономическом развитии принадлежит не совокупному предложению, а совокупному спросу. Именно последний, по мнению Кейнса, определяет уровень объема производства и занятости. Кейнсианская теория основывается на следующих положениях:

1) ставка процента не уравнивает сбережения и инвестиции, поскольку они осуществляются разными группами людей, руководствующимися в своих действиях различными мотивами. Иначе говоря, ставка процента не является единственным мотивом, объясняющим причины сбережений и инвестиций;

2) на денежном рынке помимо текущих сбережений населения су­ществует и другой источник инвестиций - ссуды самих банков. Из-за этого обстоятельства величина инвестиций не будет совпадать с объемом текущих сбережений, а следовательно могут иметь места ко­лебания в объеме национального производства;

3) цены и заработная плата из-за несовершенства рынка не об­ладают гибкостью. Такое несовершенство в рыночный механизм вно­сится существованием профсоюзов, фирм-монополистов и государс­твенного законодательства о минимальной оплате труда. Как прави­ло, крупные фирмы препятствуют снижению цен, а профсоюзы - паде­нию ставок заработной платы. Если даже произойдет снижение цен и заработной платы, то это уменьшит общий объем дохода. Последнее повлечет за собой снижение спроса на труд.

В результате Кейнс приходит к выводу, что из-за несоответс­твия планов сбережений и инвестиций может произойти снижение об­щего объема производства и занятости. По мнению Кейнса, для дос­тижения макроэкономического равновесия нужно создать эффективный спрос. Последний достигается посредством государственного стиму­лирования совокупных расходов в экономике. Таким образом, для преодоления несовершенств рынка, обеспечения высокого уровня производства и занятости Кейнс считает обязательным государственное вмешательст­во.

Тема 4. Неоклассическая модель макроэкономического равновесия: равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель АD-АS)

Совокупный спрос и совокупное предложение – это основные понятия и ключевые категории анализа национального хозяйства, использующиеся для разработки эффективных мер государственного регулирования. Базовой макроэкономической моделью является модель «совокупного спроса — совокупного предложения» (AD—AS). Эта модель позволяет выяснить условия макроэкономического равновесия; определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен; объяснить колебания объема выпуска и уровня цен в экономике; показать причины и последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения; описать последствия разных вариантов экономической политики государства.

Совокупный спрос (AD) — это сумма спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги: С — спрос домохозяйств (потребительский спрос), I— спрос фирм (инвестиционный спрос), G — спрос со стороны государства (государственные закупки товаров и услуг) и Хп — спрос иностранного сектора (чистый экспорт).

Структура совокупного спроса похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Однако формула ВВП включает сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина совокупного спроса представляет собой стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше величина совокупного спроса. Поэтому графически совокупный спрос может быть представлен в виде кривой, имеющей отрицательный наклон. При более высоком уровне цен величина совокупного спроса меньше, чем при более низком уровне цен.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется с помощью трех эффектов. Первый эффект – это «эффект реального богатства» (реальных денежных запасов) . Реальное богатство — это отношение номинального финансового богатства индивида, выраженного в денежной форме, к общему уровню цен. Оно представляет собой реальную покупательную способность номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги и ценные бумаги (акции и облигации) с фиксированной номинальной стоимостью. Если уровень цен повышается, покупательная способность номинального богатства падает. На ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Люди чувствуют себя относительно беднее и сокращают потребительские расходы, величина совокупного спроса уменьшается. Второй эффект - «эффект процентной ставки»: если уровень цен повышается, т.е. людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров и возрастает спрос на деньги. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, растет цена кредита, т. е. ставка процента. Удорожание кредита, ведет к сокращению в первую очередь величины инвестиционного спроса, и поэтому величина совокупного спроса уменьшается. Третий эффект - «эффект чистого экспорта (импортных закупок)»: если уровень цен в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, экспорт сокращается. Импортные товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, импорт увеличивается. В результате чистый экспорт сокращается, а так как он является частью совокупного спроса, то его величина уменьшается.

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов, которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы влияют на весь совокупный спрос, что означает изменение величины совокупного спроса при каждом уровне цен, или сдвиг кривой совокупного спроса. Если совокупный спрос увеличивается, то кривая сдвигается вправо, если сокращается, то — влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов.

Факторы, приводящие к изменению потребительских расходов: уровень благосостояния, рост которого увеличивает совокупный спрос; ожидания, которые включают: во-первых, ожидания изменения дохода в будущем (если люди ожидают увеличения дохода в будущем, то они увеличивают потребление уже в настоящем), во-вторых, ожидания изменения уровня цен (если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги); налоги — рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, и к уменьшению совокупного спроса; трансферты — увеличение трансфертов означает рост личного дохода, поэтому потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается; величина задолженности домохозяйств — чем она становится выше, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов, что ведет к сокращению совокупного спроса.

Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы: ожидания фирм, которые связаны, прежде всего с внутренней нормой отдачи от инвестиций - если инвесторы ожидают высокую норму отдачи от инвестиций, они будут финансировать проекты, инвестиционный и совокупный спрос увеличатся; ставка процента — чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы; налоги — рост налогов снижает прибыль фирм, которая может служить источником финансирования инвестиций, поэтому инвестиционные расходы уменьшаются; трансферты фирмам (например, в виде субсидий), которые стимулируют инвестиционный спрос; технологии — появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции, увеличивает прибыль фирм и ведет к росту инвестиционных расходов; избыточные производственные мощности — их наличие снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в таких условиях бессмысленно.

Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг: величина государственных закупок товаров и услуг является, как правило, экзогенной политической переменной, так как определяется государственными законодательными органами при разработке государственного бюджета на очередной финансовый год. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение — сокращает.

Факторы, воздействующие на чистый экспорт: величина национального дохода (НД) в других странах - рост НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и увеличению ее экспорта (чистого экспорта) и совокупного спроса; валютный курс национальной денежной единицы - чем выше валютный курс национальной денежной единицы, тем меньше чистый экспорт и совокупный спрос.

Совокупное предложение AS— это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок к продаже все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Величина совокупного предложения представляет собой объем выпуска, который все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при определенном уровне цен.

Исследование совокупного предложения (AS) предусматривает характеристику особенностей функционирования экономики, соответствующей каждому из трех участков кривой AS (горизонтального, промежуточного и вертикального). Соотношение между величиной совокупного предложения и уровнем цен зависит от периода времени ( условий функционирования национального хозяйства) . Поэтому линия совокупного предложения имеет разный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. Критерием деления на краткосрочный и долгосрочный периоды в макроэкономике является изменение цен на ресурсы. Вид кривой AS зависит от соотношения скорости изменения цен на товары (что определяет выручку фирм) и цен на ресурсы (что определяет издержки фирм), от скорости адаптации всех цен к изменению рыночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения на рынке).

Кривая долгосрочного совокупного предложения (вертикальный, или «классический» участок кривой AS). В долгосрочном периоде меняются и цены на товары, и цены на ресурсы, все цены совершенно гибкие и изменяются пропорционально друг другу. Поэтому величина совокупного предложения не зависит от уровня цен. При любом уровне цен фирмы могут произвести только столько продукции, сколько позволяют имеющиеся в экономике ресурсы. Кривая долгосрочного совокупного предложения имеет вертикальный вид. Ресурсы используются на уровне полной занятости, и реальный выпуск всегда находится на своем потенциальном уровне. Потенциальный объем выпуска — это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов и существующей технологии. Привлечение дополнительных ресурсов в условиях их полной занятости требует роста цен на ресурсы, что увеличивает издержки фирм и приводит к росту цен на товары. В долгосрочном периоде происходит взаимная адаптация и пропорциональное изменение всех цен в экономике и взаимное уравновешивание всех рынков, меняются ожидания экономических агентов, и экономика возвращается к потенциальному объему производства, но при более высоком уровне цен.

Неценовым фактором, который воздействует на совокупное предложение в долгосрочном периоде и обусловливает сдвиг кривой, является изменение количества и/или качества (производительности) экономических ресурсов, что лежит в основе изменения потенциального объема выпуска при прежнем уровне цен. Увеличение количества и/или совершенствование качества экономических ресурсов сдвигает кривую долгосрочного совокупного предложения вправо, что означает экономический рост, и наоборот.

Кривая краткосрочного совокупного предложения (горизонтальный или «кейнсианский» участок кривой AS). В краткосрочном периоде цены на товары либо не меняются, либо меняются быстрее, чем цены на ресурсы. Если все цены жесткие и не меняются, что соответствует ситуации, когда в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов, то величина совокупного предложения не зависит от уровня цен. Поскольку ресурсы не ограничены, цены на них не меняются, не меняются и издержки фирм, и нет предпосылок для изменения уровня цен на товары. Рост объема выпуска происходит при неизменном уровне цен, и кривая краткосрочного совокупного предложения имеет горизонтальный вид. Производители готовы произвести любое количество продукции при имеющемся уровне цен. Величина совокупного предложения определяется не уровнем цен, а совокупным спросом. Чем больше совокупный спрос, тем больше объем выпуска.

Промежуточный участок кривой AS. Если цены на товары гибкие (меняются из-за изменения рыночной конъюнктуры), а цены на ресурсы жесткие, что характерно для краткосрочного периода в современной экономике (в которой рост цен на товары происходит быстрее, чем рост цен на ресурсы и все большее значение приобретают ожидания экономических агентов), то величина совокупного предложения положительно зависит от уровня цен. Поэтому кривая краткосрочного совокупного предложения здесь имеет положительный наклон. Кривая краткосрочного совокупного предложения является кривой средних общих издержек. Целью деятельности фирмы выступает максимизация прибыли, которая на единицу продукции равна разнице между ценой товара и издержками на его производство. Отсюда, при неизменных средних издержках, чем выше уровень цен, тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т.е. тем больше величина совокупного предложения.

Неценовыми факторами, воздействующими на совокупное предложение в краткосрочном периоде и сдвигающими кривую совокупного предложения, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции при данном уровне цен. Если издержки растут, то совокупное предложение сокращается, и кривая совокупного предложения сдвигается влево-вверх и наоборот.

К неценовым факторам совокупного предложения в краткосрочном периоде относятся следующие факторы:

• Цены на ресурсы - чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки и тем меньше совокупное предложение. На величину цен на ресурсы влияют: количество ресурсов — чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы; цены на импортные ресурсы — их рост увеличивает издержки и сокращает совокупное предложение; степень монополизма на рынке сырьевых ресурсов — чем выше степень монополизации на этих рынках, тем выше цены на сырьевые ресурсы, а поэтому издержки, и тем, следовательно, меньше совокупное предложение.

• Производительность ресурсов. Она представляет собой отношение общего объема производства к затратам, т. е. это величина, обратная издержкам на единицу продукции. Чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и больше совокупное предложение.

• Налоги и субсидии фирмам. Для фирм налоги на предпринимательство – это часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения. Субсидии можно рассматривать как антиналоги, поэтому их воздействие на совокупное предложение положительное.

• Государственное регулирование экономики. Чем больше государство вмешивается в экономику, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие устанавливается в процессе взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесие в модели «AD—AS» устанавливается при таком уровне цен, при котором величина совокупного выпуска, которую предложат к продаже все производители, равна величине совокупного спроса, который предъявят все макроэкономические агенты. Гра­фически такое взаимодействие демонстрируется посредством пересе­чения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, где точка их пересечения определяет два параметра: равновесный объем национального производства и равновесный уровень цен. В зависимости от того на каком отрезке кривой совокупного предложения пересекутся кривые AD и AS будут достигнуты разные сочетания равновесного уровня цен и равновесного объема произ­водства, а следовательно, различные варианты макроэкономического равновесия.

Изменения либо совокупного спроса, либо совокупного предложения ведут к изменению равновесия и равновесных значений объема выпуска и уровня цен.

Последствия изменения совокупного спроса зависят от периода времени, скорости приспособления цен к изменениям в экономике и скорости уравновешивания рынков. В краткосрочном периоде, если цены на товары и цены на ресурсы жесткие и в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов, то изменение совокупного спроса ведет только к изменению выпуска, не изменяя уровня цен. Если цены на товары гибкие, а цены на ресурсы жесткие, то изменение совокупного спроса приводит к изменению равновесной величины выпуска, и равновесного уровня цен. В долгосрочном периоде, поскольку все цены гибкие, изменения совокупного спроса не влияют на величину равновесного выпуска (экономика остается на уровне потенциального ВВП), а воздействуют только на изменение уровня цен.

Последствия изменения совокупного предложения одинаковы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Изменение издержек на единицу продукции всегда ведет к изменению совокупного предложения и служит предпосылкой для изменения уровня цен. Рост совокупного предложения всегда ведет к росту равновесного уровня выпуска и снижению равновесного уровня цен. Отличие состоит лишь в том, что в краткосрочном периоде растет фактический выпуск, а в долгосрочном периоде (при сдвиге кривой AS) увеличивается потенциальный выпуск.

 

Тема 5. Совокупные расходы в экономике: модели потребления и сбережения, инвестиции (валовые и чистые)

 

Согласно кейнсианской точке зрения, количество произведенных товаров и услуг, а также уровень занятости напрямую зависят от уровня совокупных расходов. Именно совокупный спрос создает совокупное предложение, поэтому государственное регулирование экономики должно быть направлено на совокупный спрос. Представители кейнсианства подвергают подробному анализу компоненты совокупного спроса с целью выявления наиболее значимого из них для экономического развития с позиции государственного воздействия на национальное хозяйство.

Совокупный спрос состоит из спроса на потребительские товары, на инвестиции, правительственных расходов и чистого экспорта. Важнейшая составляющая совокупного спроса, на которую приходится, как правило, больше 50% общей величины совокупного спроса – это спрос на потребительские товары. Потребительский спрос зависит от многих факторов, включая уровень цен, экономические ожидания, накопленное богатство, традиции в обществе, уровень налогообложения, политическую, а также демографическую ситуацию, привычки людей, ставки процента по потребительским кредитам, ожидания инфляции и др. Но определяющим элементом потребления считается личный располагаемый доход.

В процессе анализа условий макроэкономического равновесия кейнсианцами используются планируемые и реальные показатели совокупных расходов и их компонентов.

Потребление (потребительские расходы) – это часть дохода, которая используется для приобретения товаров и услуг. Часть, остающуюся после осуществления всех потребительских расходов, составляют сбережения.Общий уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью таких инструментов, как функция потребления и функция сбережения.Потребление – это функция от располагаемого дохода, также как и сбережения.

Показатели, характеризующие тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов - это склонность к потреблению и склонность к сбережению. Средняя склонность к потреблению (АРС), показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление; средняя склонность к сбережению (APS), отражает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения. По мере роста располагаемого дохода его доля, направленная на потребление, уменьшается, т.е. АРС уменьшается, a APS напротив увеличивается. Это отражает ситуацию увеличения сбережений у потребителей по мере роста дохода — богатые люди имеют больше возможности сберегать, чем бедные.

Важны показатели, характеризующие реакцию потребителя на изменение дохода. Предельная склонность к потреблению (MPC), показывает, какая часть прироста дохода используется на прирост потребления или какова доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода. Предельная склонность к сбережению (MPS), показывает, какая часть прироста дохода используется на прирост сбережения или какова доля прироста расходов на сбережения при любом изменении располагаемого дохода. Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода всегда равны единице, также как и сумма средних склонностей. Это дает возможность выражать один показатель посредством другого.

Величина потребительских расходов и сбережений относительно стабильна, если государство не делает специальных серьезных шагов по их изменению. Постоянство потребления и сбережений объясняется влиянием потребительских традиций, и многочисленными не связанными с доходом факторами, взаимоуравновешивающими друг друга.

Вторая составляющая совокупных расходов — инвестиционные расходы,которые можно определить как денежные вложения, увеличивающие объем инвестиционных (производительных) товаров. Значение инвестиций трудно переоценить, поскольку от их размера зависят колебания деловой активности не только в текущем периоде, но и темпы экономического роста в будущем.

Принято различать чистые инвестиции, которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства и валовые инвестиции,равные чистым инвестициям плюс расходы на замещение старого капитала (амортизация). Также выделяют автономные инвестиции,определяемые внешними факторами, величина которых не зависит от национального дохода, и стимулируемые(производные, индуцированные), величина которых зависит от колебаний совокупного дохода.

Функция инвестиционного спроса отражает зависимость объема инвестиций от ставки процента, которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Реальную ставку процента и ожидаемую норму прибыли можно отнести к основным факторам, влияющим на объем инвестиций. Между ставкой процента и объемом инвестиций существует обратная связь. Среди прочих факторов, влияющих на динамику инвестиций, следует выделить издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание основного капитала; налоги на предпринимателя; технологии; наличный основной капитал и ожидания. Инвестиционные расходы отличаются изменчивостью и динамичностью. Это связано с огромным количеством условий, влияющих на инвестиции, среди которых основными факторами нестабильности считаются длительные сроки службы основного капитала, нерегулярность крупных нововведений, изменчивая природа прибыли и непостоянство ожиданий предпринимателей.