Направления арттерапии

Теория изоляции, компенсации и сублимации.

Феноменология арт-терапии.

На западе арттерапевт помимо базового образования психологического, психиатрического, медицинского образования, должен иметь или режиссерское, или музыкальное, или танцевальное 3-х-годичное образование

Условно делится на три группы:

Теория изоляции. Человек отличается тем, что он существо социальное. Если он попадает в социальную изоляцию, то он разрушается. Он может создавать свой мир. Больной человек оказывается в жесточайшей изоляции. Искусство же позволяет ему создать свой мир и выжить.

Компенсаторная теория. Любая болезнь – это всегда дезадаптация. Человек хочет жить и быть здоровым. Начинается бессознательный поиск адаптации благодаря нашим мощным практически не ограниченным ресурсам. Утраченные связи восстанавливаются бессознательно. Еще лучше, если человек будет осознавать это, возвращаться в то время, когда эти связи встраивались в него и там искать старые связи или создавать новые.

Сублимация (замещение, обход). Истинно одаренные люди, фрустрируясь, значительно легче пользуются механизмом сублимации, и вероятности появления у них агрессивных или невротических симптомов значительно меньше. Одаренные и актуализирующиеся люди отличаются своей невероятной чувствительностью, они как радары («Божья дудка»), очень реагируют на чужую психологическую боль. Они бы не выживали, если это не сбрасывали. Поэтому мы начинаем петь, рисовать, активно двигаться и т.д., т.е. сублимируемся в этот момент. Сублимация происходит не в психоаналитическом значении, а расширенном психологическом. Сублимация позволяет гармонизироваться (внутри и с обществом), осознавать более глубоко, актуализировать механизмы адаптации.

Психоаналитическая арттерапия. Это направления появляется с возникновением психоанализа. Основные техники: рисование снов, фантазий, страхов. Отработка через рисунок, диссоциация – страх не во мне, а на рисунке, и разговор идет с терапевтом на поле рисунка.

«Фингерпейс» – техника рисования пальцем в психоаналитическом направлении АТ. Идет мощная возрастная регрессия. Он получает чувственное наслаждение, макая пальцы в баночки с красками

Психодинамическая теория. Больше всего развита на Западе, особенно США. Родоначальник этой теории ученица Фрейда, а затем и Юнга Маргарет Наумбург, психиатр. Начинала работать с олигофренами. По ее системе работают до сих пор. Индивидуальное, коллективное бессознательное, архетипы. Ее метод используют в клинической практике.

Человек меняющаяся система. Психическое заболевание – это разрушение в первую очередь символического ряда. УО дети страдают нарушением аналитико-синтетической деятельности, мышления.

Гуманистическое направление. Техники и методология строятся на базе гуманистической психологии. Человек есть целое и неделимое, он наличен, т.е. постоянно видоизменяется и всегда имеет возможность изменяться. У человека существует потребность в поддержке, безопасности и самореализации. Не бывает людей умственно отсталых. Бывают люди со сложностями, они могут быть здоровы, т.е. апелляция к здоровью – это очень важно.

Экзистенциальное и трансперсональное направление. Обращение к ресурсам вообще никак не реализованным.

Музыкальная терапия. Используется в качестве лечебного средства.

Американская школа использует музыку как катализатор, как усилитель. Используется преимущественно синтезаторная музыка. Здесь есть опасность. Музыка имеет более раннее историческое образование, чем живопись. Она неадекватно отражается на разных людях, т.к. нагружена культурально (европейская, восточная и т.п.). То, что для европейца тревожно, то для востока может быть релаксом.

Шведская школа. Практически малоизвестна. Музыка применяется как медикаментозное средство. Существуют справочники, где прописано что необходимо прослушивать при том или ином заболевании, в какое время и с какой дозировкой. Используется только классика и чистая музыка (не синтезированная).

Музыкотерапия в чистом виде. Аутомузыкотерапия. Клиенту предлагается выбрать среди множества инструментов свой. Поиграть на нем, послушать его звучание. Затем проиграть на нем, например, свой страх и т.п. проблемы. И страх (и другие проблемы) уходит в силу того, что если я могу его сыграть (спеть, станцевать, нарисовать и т.п.), значит я могу сделать с ним все что

Тераия посредством изображения, смотрения, разыгрывания драматургических произведений. Никоим образом не имеет отношения к психодраме. Никогда не признается слово «проблема». Здесь силен метод катарсиса. Потребность человека в игре огромна, поэтому мы и отыгрываем все по жизни. Развитие импровизации – это развитие множественности, надевание на себя различных масок, примеривание ролей.

Работа с куклами-марионетками. Идет абсолютное отождествление себя с марионеткой + телесное отождествление. Кукла делает то, что творится в душе клиента. Человек сам выбирает сред других марионетку, одевает ее.

Известно, что человек табуирован в нижней части тела больше, чем в верхней. Верх – это Бог, святое, низ – это демоническое, грязное. По вертикали тело делится на мужское (левая сторона, и женское (правая сторона). Низовая кукла (марионетка) лучше, чем верховая (перчаточная) отрабатывает проблемы страха смерти, травмы.

Синтетические направления: ландшафттерапия, этнотерапия.

Это достаточно чистые направления.

Ландшафттерапия – это терапия созерцанием природы. Работа в персональной песочнице, где человек создает ландшафт.

Этнотерапия. Когда-то человечество было гораздо здоровее психологически. Для человека средневековья было не понятно выражение «Я и среда», существовало понятие «Я и мир».

Библиотерапия. Человек либо сам что-то сочиняет, либо использует готовую продукцию, которую ему подбирает арттерапевт. Подобрать отрывок, попросить прочитать, затем предложить проиграть его.

Стихи подчинены ритмам! Ритм – это великая сила. Все в природе подчинено ритмам.

Написание пьесы. Например в жанре «моралите» - нравоучение в театрализованной форме. Существовало в раннем Средневековье (11 в.). Здесь существует равное количество добрых и злых сил. Они ведут борьбу между собой, перетягивая человека, находящего между ними на свою строну методом убеждения.

Другой жанр «миракль» (позже – мелодрама). Хороший герой волею обстоятельств попадает в серьезную, практически неразрешимую ситуацию. У него два выхода: замереть (а это жди смерти) или нечто предпринять, притом такое, которое трудно даже вообразить.

 

Музыко- хромотерапия