Тема 3. Методы научного исследования в сфере музейной деятельности.
Методы научного исследования музейных фондов: историко-генетический анализ, структурный анализ, систематизация, группировка и классификация музейных предметов и коллекций. Методы научно-исследовательской работы в ходе атрибуции: всесторонний анализ музейных предметов, использование типологических классификаций и сравнительных процедур. Источниковедческий анализ музейных предметов. Методы исторического познания и вспомогательных исторических дисциплин, этнографические методы, искусствоведческий анализ в исследовании музейных коллекций, выработке подходов к их интерпретации, осуществлении атрибуции, выявлении подлинности музейных предметов и оценке их научной значимости. Функциональный анализ в выявлении уникальности музейных предметов и комплексной оценке их значимости в репрезентации социльно-культурной и природной среды. Использование эвристической и герменевтической методологии в ходе научной интерпретации музейных предметов. Методы исследования естественных наук в обеспечении сохранности музейных коллекций, консервации и реставрации.
Порядок использования методов структурного и системного анализа в выявлении принципов построения и организации музейных экспозиций и выставок. Семиотический анализ как средство исследования структуры, информационного потенциала и вариативности интерпретации экспозиций и выставок. Использование методов реконструкции культурных полей, моделирования культурных объектов в экспозиционно-выставочной деятельности. Метод моделирования и его использование в проектировании экспозиций и выставок, экскурсионных и музейно-педагогических программ.
Социологические, педагогические и психологические методы изучения музейной аудитории. Возможности и средства музейной социологии в изучении посещаемости, потребностно-мотивационной сферы, распределения интересов музейной аудитории, выявлении механизмов воздействия музейных предметов и музейной среды, различных форм экспозиционно-выставочной, музейно-педагогической деятельности на музейную публику. Психологические исследования процессов восприятия музейных предметов и памятников, экспозиций и выставок, экскурсий, музейно-педагогических форм, музейной рекламы; выявление педагогического потенциала музейной деятельности. Построение типологии музейной публики. Структурно-функциональный метод в ходе анализа основных форм музейно-педагогической деятельности. Системный подход в исследовании взаимодействия музея и публики.
Моделирование в разработке концепции деятельности музея, принципов управления, менеджмента и маркетинга. Научные методы оценки эффективности информационного обеспечения музейной деятельности. Экспериментальная апробация использования инновационных технологий в музейной деятельности.
Условия и возможности использования историко-генетического метода в выявлении причин возникновения проблемных ситуаций в музейной деятельности. Особенности применения функционального подхода в исследовании основных направлений музейной работы. Порядок использования системного метода в выявлении внутренней организации и целостности различных форм реализации базовых функций музея; возможности выделения микро- и макросистем в профессиональной сфере; определение системообразующих факторов (принципов) в реализации различных направлений деятельности музея.
Методы исследования педагогического потенциала экскурсионной деятельности. Выявление системообразующих факторов, определяющих поведение экскурсионной аудитории. Общенаучные и специальные методы исследования целевой аудитории и потенциальных потребителей экскурсионных услуг. Системный, структурно-функциональный и типологический методы в исследовании экскурсионной аудитории. Социологические, психологические и педагогические методы исследования экскурсионной аудитории (психолого-педагогических характеристик, информированности, распределения интересов и внимания экскурсантов, процессов восприятия экскурсий). Моделирование психолого-педагогического портрета и поведения аудитории. Методы исследования механизмов формирования спроса на экскурсионные услуги и расширения контингента потребителей. Условия применения и принципы использования вербально-коммуникативных методов, контент-анализа, наблюдения, тестирования.
Экспериментальный метод как форма апробации инновационных технологий в экскурсионной деятельности. Качественные методы исследования экскурсионной деятельности. Методология научной оценки эффективности методов экскурсионной работы и качества экскурсионного обслуживания.
Исторические, культурологические, искусствоведческие методы исследования экскурсионных ресурсов. Методы моделирования и реконструкции в ходе проектирования экскурсионных маршрутов и программ экскурсионного обслуживания. Семиотический подход в исследовании содержания, структуры экскурсионных маршрутов, способов интерпретации экскурсионного материала, эффективности обратной связи.
Структурно-функциональный метод в исследовании методологии экскурсионной работы, выявлении актуальности и способов реализации методов экскурсионного показа и рассказа. Использование сравнительного (компаративного) подхода в ходе изучения принципов организации экскурсионной деятельности и форм применения традиционных и инновационных экскурсионных методов. Научные методы оценки эффективности информационного обеспечения экскурсионной деятельности. Использование общенаучных и специальных методов исследования в процессе проведения маркетингового анализа в сфере экскурсионных услуг. Применение системного анализа и структурно-функционального подхода в исследовании профессиональной культуры экскурсовода.
Тема 4.Технологии применения общенаучных и специальных методов исследования в сфере музейного дела.
Основные условия и принципы использования типологического метода с целью систематизации и группировки музейных экспозиций и выставок,музейныхпредметов и коллекции; построение типологии музейной публики. Типологический метод в исследовании экскурсионной деятельности: группировке и систематизации экскурсионных ресурсов, экскурсионных маршрутов и программ, построении типологии экскурсионных групп и потребителей экскурсионных услуг.
Поиск критериев (показателей) для сравнительной оценки деятельности музеев, принципов и форм реализации различных направлений музейной деятельности. Разработка возможных показателей для осуществления сравнительного подхода в ходе исследования экскурсионной деятельности. Технологии и условия применения структурно-функционального анализа в ходе научного исследования реализации музеем социальных функций, изучения музейных фондов, систем учета и хранения коллекций, экспозиций и выставок, музейно-педагогических программ. Особенности использования структурно-функционального подхода в исследовании экскурсионно-туристических ресурсов, экскурсионных маршрутов и программ экскурсионного обслуживания, информационного обеспечения экскурсионной деятельности, рынка экскурсионных услуг. Применение системного анализа в исследованиях музейной деятельности; выявление системообразующих факторов в обеспечении реализации базовых функций музея. Экскурсионная деятельность как система взаимосвязанных элементов.
Метод моделирования в процессе разработки концепции деятельности музея, выявлении социально-демографических и психологических характеристик музейной публики. Технологии построения модели специалиста в сфере музееведения. Метод реконструкции в ходе осуществления музеефикации и реставрации памятников. Методы моделирования и реконструкции в исследовании экскурсионной деятельности. Технологии построения модели специалиста в сфере экскурсоведения; моделирование в ходе построения экскурсионных маршрутов, моделирование психолого-педагогического портрета целевой аудитории, сферы восприятия и поведения потребителей экскурсионных услуг.
Разновидности социологических и психологических методов исследования, сравнительный анализ условий и способов их применения в музейной и экскурсионной деятельности. Разновидности вербально-коммуникативных методов. Основные принципы построения анкеты, плана экспертного опроса. Типология и разновидности вопросов. Особенности проведения пилотажного опроса. Методика и технологии проведения наблюдения, тестирования, Эксперимент как форма апробации и проверки эффективности форм и методов профессиональной деятельности.Метод контент-анализа в ходе обработки и систематизации документации, материалов эмпирических исследований. Музейная и экскурсионная документация как источник эмпирических данных. Оценка педагогического эффекта музейной и экскурсионной деятельности. Способы оценки эффективности инноваций в музейной и экскурсионной деятельности. Обоснование исследовательских технологий и способы их апробации.
Планы практических занятий
Практическое занятие 1.Основные направления научно-исследовательской деятельности в музеях.
1. Особенности научно-исследовательской работы музея.
2. Актуальные направления научно-исследовательской деятельности музея.
3. Актуальные направления научно-исследовательской деятельности в области экскурсоведения.
4. Содержание проблемных ситуаций и структура научных проблем в музейной и экскурсионной деятельности.
Практическое занятие 2. Технологии применения общенаучных и специальных методов исследования в сфере музейного дела.
1. Общенаучные и специальные методы исследования музейных предметов и коллекций; методы научного исследования памятников в процессе музеефикации.
2. Методы научного исследования экспозиционной и выставочной деятельности музея.
3. Основные подходы к изучению музейной и экскурсионной аудитории и публики.
4. Разновидности социологических и психологических методов исследования в музейной и экскурсионной деятельности.
5. Обоснование методов исследования как условие эффективного разрешения исследовательских задач.
Практическое занятие 3. Разработка программы научного исследования музейной деятельности.
1.Представить характеристику проблемной ситуации в рамках направления научного исследования музейной деятельности, определяющего научные интересы студента в профессиональной сфере; обосновать актуальность планируемого исследования.
2. Определить объект и предмет исследования.
3. Определить методы исследования поставленной проблемы; представить обоснование эффективности использования конкретных исследовательских процедур.
4. Раскрыть задачи, выдвигаемые на формулятивном, дескриптивном и экспериментальном этапах исследования.
Форма представления результатов:
Выступление на практическом занятии, построенное по следующему плану
-развёрнутая характеристика проблемной ситуации;
- определение объекта и предмета исследования;
- перечень общенаучных и специальных методов исследования; обоснование их эффективности в разрешении поставленных задач;
- краткая характеристика основных этапов исследования (формулятивного, дескриптивного, экспериментального).
Практическое занятие 4. Использование общенаучных методов исследования в профессиональной сфере.
1.Определить возможные признаки для выделения типологических групп:
- музейных экспозиций и выставок;
-предметов в составемузейной коллекции;
- посетителей музеев и выставок, экскурсионной аудитории;
- экскурсионных ресурсов музейных экспозиций и выставок.
2. Определить возможные критерии (показатели) сравнения:
- экспозиций и выставок;
- качества экскурсионного обслуживания посетителей музеев;
- использования информационных технологий в музейной деятельности;
- рекламной деятельности.
3. Представить план структурно-функционального анализа:
- музейной деятельности;
- музейной экспозиции;
- экскурсионных маршрутов / программ экскурсионного обслуживания в музее;
- музейно-педагогической программы;
- Интернет-сайта музея.
4. Представить план системного анализа процесса взаимодействия музея и публики.
Форма представления результатов:
- развёрнутый план использования научных методов;
- раскрытие поэтапной реализации плана использования научных методов в ходе устного выступления на аудиторном занятии.
Практическое занятие 5. Организация и методика применения социологических и психологических методов исследования музейной деятельности: вербально-коммуникативные методы.
1.Разработать план и структуру экспертного опроса в форме интервью по научной проблеме, определяющей тематику дипломной работы.
2. Составить анкету с целью исследования музейной публики.
При разработке анкеты необходимо соблюдение следующих требований:
- раскрытие целей и задач опроса, определение круга респондентов;
- выделение основных смысловых блоков анкеты;
- включение в анкету вопросов различного типа: открытого, закрытого или полузакрытого вопросов, вопроса-меню, ранжирования, шкалирования, проективного вопроса.
3. Провести экспресс-опрос с целью апробации представленных исследовательских технологий.
Форма представления результатов:
- план экспертного опроса (интервью);
- анкета;
- материалы экспресс-опроса.
Практическое занятие 6. Организация и методика применения социологических и психологических методов исследования музейной деятельности: наблюдение, качественные методы исследования.
1. Разработать план наблюдения за ходом восприятия экспозиции (выставки) музейной публикой в процессе экскурсии или самостоятельного посещения; выявить индикаторы наблюдаемого поведения, построить шкалу силы проявления реакции; подготовить протокол регистрации данных наблюдения.
2. Применить метод фокус-группы с целью исследования представлений студенческой группы о базовых элементах профессиональной культуры и критериях оценки её уровня.
3. Провести глубинное интервью (нарративное или фокусированное по выбору студента) с участниками студенческой группы с целью выявления их представлений о профессиональной деятельности.
Форма представления результатов:
- бланк протокола регистрации данных наблюдения;
- транскрипт интервью.
Практическое занятие 7. Метод эксперимента в научном исследовании деятельности музея.
Составление плана экспериментальной проверки эффективности различных форм музейной деятельности (по выбору студентов):
- использования информационных технологий в музейной деятельности;
- научного и художественного проектирования экспозиций и выставок;
- музейно-педагогических методов и программ;
- использования инновационных технологий менеджмента и маркетинга.
В программе должны быть отражены:
- исследовательская гипотеза, отражающая причинно-следственные связи, подлежащие экспериментальной проверке;
- условия проведения эксперимента;
- экспериментальный фактор и зависимая переменная;
- экспериментальная и контрольная группы;
- порядок проведения измерительных и сравнительных процедур;
- формы фиксации результатов.
Форма представления результатов:
- программа эксперимента;
- описание условий проведения эксперимента в устном выступлении.
Практическое занятие 8. Методы обработки данных; анализ и обобщение результатов эмпирического исследования музейной деятельности.
1. Провести количественную обработку данных анкетирования; представить результаты одномерного и двумерного распределения данных по исследуемым признакам объекта.
2. Применить метод контент-анализа для обработки данных анкетирования; на основании результатов контент-анализа построить модель исследуемого объекта.
3. Провести качественный анализ данных, собранных в ходе применения фокус-группы и глубинного (нарративного или фокусированного) интервью: структурирование, аналитическое описание текстов.
Форма представления результатов:
- демонстрация результатов количественной обработки данных анкетирования (с использованием таблиц и диаграмм);
- презентация результатов контент-анализа;
- аналитическое описание данных фокус-группы и глубинного интервью.
и результатов контент-анализа
Практическое занятие 9. Интерпретация и способы презентации результатов эмпирического исследования.
Подготовить отчет по итогам применения общенаучных и специальных методов исследования в процессе разрешения проблемной ситуации в сфере музейной деятельности. Подведение итогов осуществляется по следующему плану:
- изложение и анализ полученных данных в соответствии с поставленными задачами и выдвинутыми гипотезами исследования;
- основные выводы эмпирического исследования;
- краткое описание проекта разрешения проблемной ситуации;
- определение путей дальнейшего исследования данной проблемы.
Форма представления результатов:
- отчет по итогам использования методов научного исследования в профессиональной сфере.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины: