СПУСКО-ПОДЪЕМНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Долота
Наибольшее распространение в практике бурения мостов в нефтяных и газовых скважин при приведении ремонтных работ получили шарошечные долота с твердосплавным или стальным вооружением. Конструкция трехшарошеч-ного долота приведена на рисунке 6.3.1.
Три лапы сваривают между собой. На верхнем конце конструк- Рис. 6.3.1. Внешний вид шарошеч-ции нарезана замковая присоеди- ного долота
Таблица 6.3.1. Технические характеристики долот
Обозначение долота Диаметр Код Присоединительная Масса,
в дюймах IADC резьба кг
По ТОСТ По API
___________ России в дюймах
Долота с фрезерным вооружением
III 120,6 М-ЦАУ | 4 3/4 | 3-76 | 2 1/2 REG | 11,0 | |
III 120,6 С-ЦАУ | 4 3/4 | 3-76 | 2 1/2 REG | 11,0 | |
III 125,0 М-ЦАУ | 3-76 | 2 1/2 REg | 12,0 | ||
III 125,0 С-ЦАУ | 3-76 | 2 1/2 REG | 12,0 | ||
III 139,7 М-ЦАУ | 5 1/2 | 3-88 | 3 1/2 REG | 13,5 | |
III 139,7 С-ЦАУ | 5 1/2 | 3-88 | 3 1/2 reg | 13,5 | |
III 142,9 М-ЦАУ | 5 5/8 | 3-88 | 3 1/2 REG | 14,0 | |
III 142,9 С-ЦАУ | 5 5/8 | 3-88 | 3 1/2 REG | 14,0 |
Долота с твердосплавным вооружением
III 120,6 МЗ ЦАУ | 4 3/4 | 3-76 | 2 7/8 REG | 11,0 | |
III 120,6 СЗ ЦАУ | 4 3/4 | 3-76 | 2 7/8 REG | 11,0 | |
III 125,0 МЗ ЦАУ | 3-76 | 2 7/8 REG | 12,0 | ||
III 125,0 СЗ ЦАУ | 3-76 | 2 7/8 REG | 12,0 | ||
III 139,7 МЗ ЦАУ | 5 1/2 | 3-88 | 3 1/2 REG | 13,5 | |
III 139,7 СЗ ЦАУ | 51/2 | 3-88 | 3 1/2 REG | 13,5 | |
III 142,9 МЗ ЦАУ | 5 5/8 | 3-88 | 3 1/2 REG | 14,0 | |
III 142,9 СЗ ЦАУ | 5 5/8 | 3-88 | 3 1/2 REG | 14,0 | |
III 146,0 МЗ ЦАУ | 5 3/4 | 3-88 | 3 1/2 REG | 14,5 | |
III 146,0 СЗ ЦАУ | 5 3/4 | 3-88 | 3 1/2 REG | 14,5 |
нительная резьба. Каждая лапа в нижней части завершается цапфой, на которой проточены беговые дорожки под шарики и ролики. На цапфе через систему подшипников устанавливается шарошка с беговыми дорожками. Тело шарошки оснащено фрезерованными стальными зубьями, размещенными по венцам. На торце со стороны присоединительной резьбы выбиваются шифр долота, его порядковый номер, год изготовления.
Шарошечные долота изготавливают как с центральной, так и с боковой системой промывки. На лапах долота с боковой гидромониторной системой промывки выполнены специальные утолщения -приливы с промывочными каналами и гнездами для установки гидромониторных насадок. Ниже приведены технические характеристики долот, применяемых для разбуривания цементных мостов.
Ремонтные работы в скважинах проводятся тремя основными способами доставки к заданной зоне ствола инструмента, технологических материалов (реагентов) или приборов:
- с помощью специально спускаемой колонны труб;
- путем закачивания по НКТ или межтрубному пространству;
- на кабеле или на канате.
Доставка инструмента к заданной зоне осуществляется на трубах в результате спуско-подъемных операций, для производства которых необходимы подъемные агрегаты. Закачивание агентов в заданную зону скважины (установка цементных мостов, промывка забоя скважины, обработка призабойной зоны и т.д.) проводится через эти трубы специальными насосными агрегатами с помощью другой специализированной техники.
Поэтому одними из наиболее важных процессов являются спус-коподъемные операции СПО, которые занимают около 2/3 всего времени ремонта. Подъем и спуск труб - наиболее опасные работы, связанные с большими осевыми нагрузками и возможностью падения предметов в рабочую зону с высоты.
Подготовка инструмента и оборудования перед СПО
Перед выполнением работ по спуску и подъему инструмента, подземного оборудования необходимо проверить:
- грузонесущие элеваторы;
- штропы, крюкоблок, талевый канат, состояние крепления мертвого конца талевого каната;
- ключ для свинчивания и развинчивания труб;
- спайдер, удерживающий подвеску НКТ (бурильный инструмент) на весу;
- индикатор веса;
- противовыбросовое оборудование.
Проверка инструмента и оборудования фиксируется в "Журнале проверки инструмента и оборудования".
Следует обратить внимание на правильность выполнения следующих инструкций:
Ведение работ осуществляется только полным составом вахты. Руководит работами бурильщик (старший оператор).
При подъеме производится захват подъемного патрубка элеватором и плавная натяжка инструмента до расчетного веса (важно!!!) труб, находящихся в скважине. Наибольшие нагрузки приходятся на первую нитку резьбы подвесного патрубка.
Бурильщик (ст. оператор) после получения сигнала о подъеме производит вытяжку инструмента и после прекращения боковой раскачки крюкоблока плавно, не допуская рывка, поднимает трубу до выхода следующей муфты трубы над спайдером на высоту, необходимую для посадки трубы в спайдер и захвата под муфту элеватором.
При подъеме осуществляется долив скважины, а также контроль соответствия фактического объема долива расчетному. Тоже важно!!!
При спуске должен производиться замер труб. Оформляется мера.
Производится осмотр труб (при необходимости отбраковка), очистка резьб, шаблонирование.
Производится герметизация резьб спецсмазкой, плавный подрыв и спуск трубы со скоростью, определенной регламентом. Трубы при подъеме с приемного моста удерживаются и подаются персоналом вахты при помощи крючков.
Свинчивание труб осуществляется ключами до моментов определенных заводом-изготовителем (см. приложения).
Работники вахты после открытия элеватора должны выйти из опасной зоны под талевым блоком.