СПУСКО-ПОДЪЕМНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Долота

Наибольшее распространение в практике бурения мостов в нефтя­ных и газовых скважин при приве­дении ремонтных работ получили шарошечные долота с твердо­сплавным или стальным вооруже­нием. Конструкция трехшарошеч-ного долота приведена на рисунке 6.3.1.

Три лапы сваривают между со­бой. На верхнем конце конструк- Рис. 6.3.1. Внешний вид шарошеч-ции нарезана замковая присоеди- ного долота


Таблица 6.3.1. Технические характеристики долот

Обозначение долота Диаметр Код Присоединительная Масса,
в дюймах IADC резьба кг

По ТОСТ По API
___________ России в дюймах

Долота с фрезерным вооружением

 

III 120,6 М-ЦАУ 4 3/4 3-76 2 1/2 REG 11,0
III 120,6 С-ЦАУ 4 3/4 3-76 2 1/2 REG 11,0
III 125,0 М-ЦАУ 3-76 2 1/2 REg 12,0
III 125,0 С-ЦАУ 3-76 2 1/2 REG 12,0
III 139,7 М-ЦАУ 5 1/2 3-88 3 1/2 REG 13,5
III 139,7 С-ЦАУ 5 1/2 3-88 3 1/2 reg 13,5
III 142,9 М-ЦАУ 5 5/8 3-88 3 1/2 REG 14,0
III 142,9 С-ЦАУ 5 5/8 3-88 3 1/2 REG 14,0

Долота с твердосплавным вооружением

 

III 120,6 МЗ ЦАУ 4 3/4 3-76 2 7/8 REG 11,0
III 120,6 СЗ ЦАУ 4 3/4 3-76 2 7/8 REG 11,0
III 125,0 МЗ ЦАУ 3-76 2 7/8 REG 12,0
III 125,0 СЗ ЦАУ 3-76 2 7/8 REG 12,0
III 139,7 МЗ ЦАУ 5 1/2 3-88 3 1/2 REG 13,5
III 139,7 СЗ ЦАУ 51/2 3-88 3 1/2 REG 13,5
III 142,9 МЗ ЦАУ 5 5/8 3-88 3 1/2 REG 14,0
III 142,9 СЗ ЦАУ 5 5/8 3-88 3 1/2 REG 14,0
III 146,0 МЗ ЦАУ 5 3/4 3-88 3 1/2 REG 14,5
III 146,0 СЗ ЦАУ 5 3/4 3-88 3 1/2 REG 14,5

нительная резьба. Каждая лапа в нижней части завершается цапфой, на которой проточены беговые дорожки под шарики и ролики. На цапфе через систему подшипников устанавливается шарошка с бего­выми дорожками. Тело шарошки оснащено фрезерованными сталь­ными зубьями, размещенными по венцам. На торце со стороны при­соединительной резьбы выбиваются шифр долота, его порядковый номер, год изготовления.


Шарошечные долота изготавливают как с центральной, так и с боковой системой промывки. На лапах долота с боковой гидромони­торной системой промывки выполнены специальные утолщения -приливы с промывочными каналами и гнездами для установки гид­ромониторных насадок. Ниже приведены технические характеристи­ки долот, применяемых для разбуривания цементных мостов.


Ремонтные работы в скважинах проводятся тремя основными спо­собами доставки к заданной зоне ствола инструмента, технологичес­ких материалов (реагентов) или приборов:

- с помощью специально спускаемой колонны труб;

- путем закачивания по НКТ или межтрубному пространству;

- на кабеле или на канате.

Доставка инструмента к заданной зоне осуществляется на трубах в результате спуско-подъемных операций, для производства которых необходимы подъемные агрегаты. Закачивание агентов в заданную зону скважины (установка цементных мостов, промывка забоя сква­жины, обработка призабойной зоны и т.д.) проводится через эти тру­бы специальными насосными агрегатами с помощью другой специа­лизированной техники.

Поэтому одними из наиболее важных процессов являются спус-коподъемные операции СПО, которые занимают около 2/3 всего вре­мени ремонта. Подъем и спуск труб - наиболее опасные работы, свя­занные с большими осевыми нагрузками и возможностью падения предметов в рабочую зону с высоты.

Подготовка инструмента и оборудования перед СПО

Перед выполнением работ по спуску и подъему инструмента, под­земного оборудования необходимо проверить:

- грузонесущие элеваторы;

- штропы, крюкоблок, талевый канат, состояние крепления мерт­вого конца талевого каната;

- ключ для свинчивания и развинчивания труб;

- спайдер, удерживающий подвеску НКТ (бурильный инструмент) на весу;

- индикатор веса;

- противовыбросовое оборудование.

Проверка инструмента и оборудования фиксируется в "Журнале проверки инструмента и оборудования".


Следует обратить внимание на правильность выполнения следующих инструкций:

Ведение работ осуществляется только полным составом вахты. Руководит работами бурильщик (старший оператор).

При подъеме производится захват подъемного патрубка элевато­ром и плавная натяжка инструмента до расчетного веса (важно!!!) труб, находящихся в скважине. Наибольшие нагрузки приходятся на пер­вую нитку резьбы подвесного патрубка.

Бурильщик (ст. оператор) после получения сигнала о подъеме про­изводит вытяжку инструмента и после прекращения боковой раскач­ки крюкоблока плавно, не допуская рывка, поднимает трубу до выхо­да следующей муфты трубы над спайдером на высоту, необходимую для посадки трубы в спайдер и захвата под муфту элеватором.

При подъеме осуществляется долив скважины, а также контроль соответствия фактического объема долива расчетному. Тоже важно!!!

При спуске должен производиться замер труб. Оформляется мера.

Производится осмотр труб (при необходимости отбраковка), очи­стка резьб, шаблонирование.

Производится герметизация резьб спецсмазкой, плавный подрыв и спуск трубы со скоростью, определенной регламентом. Трубы при подъеме с приемного моста удерживаются и подаются персоналом вахты при помощи крючков.

Свинчивание труб осуществляется ключами до моментов опреде­ленных заводом-изготовителем (см. приложения).

Работники вахты после открытия элеватора должны выйти из опас­ной зоны под талевым блоком.