Диспозиция — расположение.
Диффузный(от лат. diffusio — распространение, растекание) — движение частиц среды, перенос вещества и выравнивание концентраций.
Доктрина(лат. doctrina) — систематизированное учение.
Допредикативный(от лат. praedicatum — сказанное) — существующий до высказывания (предикат — свойство; сказуемое; истинное или ложное высказывание).
«Жизненный мир»— понятие, введенное Э. Гуссерлем и означающее мир человеческого опыта, первоначальных очевидностей; основа объективных наук.
Идиографический(от греч. idios — особенный, своеобразный) — способ познания, целью которого является изображение объекта в его индивидуальности и неповторимости, как единого уникального целого. Развитие и обоснование получил у Г. Риккерта и В. Виндельбанда.
Изоморфный— соответствующий (тождественный) структуре объекта.
Имманентный(от лат. immanentis — пребывающий внутри) — философское понятие, обозначающее что-либо, пребывающее и действующее внутри предмета, соответствующее его природе.
Императив(от лат. imperativus — повелительный) — предписание, требование, приказ, закон.
Имплицитный(от лат. implicite) — скрытый, неявный; противоположное — эксплицитный(explicite).
Индетерминизм— учение, отрицающее однозначную причинную обусловленность.
Институционализация— переход от неформальных отношений и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с целью регламентации этой деятельности и соответствующих социальных отношений.
Интернализм(от лат. internus — внутри) и экстернализм(лат. exter, exterus — внешний) — оппозиционные течения в историографии и философии науки, сложившиеся в 30-х годах XX века и по-разному объясняющие роль и соотношение внутренних и внешних науке факторов.
Интеррогативный(англ. interrogative) — вопросительный.
Интерсубъективность(межсубъектность) — характеристика опыта взаимодействующих субъектов, обретающая черты объективности, независимости этого опыта от индивидуальных особенностей и ситуации.
Интуиционизм— учение об основаниях математики и логики, признающее главным критерием интуитивную, наглядно-содержательную убедительность.
Искусственный интеллект— программа моделирования на ЭВМ механизмов человеческой обработки информации.
Каузальный(от лат. causa — причина) — причинный.
Квантификация(от лат. quantum — сколько) — количественное измерение качественных признаков.
Кварки- гипотетические материальные объекты, из которых состоят другие элементарные частицы — адроны.
Когеренция(от лат. cohaerens — находящийся в связи) — согласование протекания процессов, фаз, связность элементов, структур, систем.
Когнитивный(лат. cognitio — знание) — познаваемый, соответствующий познанию.
Когнитивизм— подход, основанный на признании того, что когнитивные процессы у человека имеют дело с репрезентацией, представлением через посредников внешнего и внутреннего мира мыслящего субъекта.
Когнитология, когнитивные науки— новые области знания, системно представляющие и исследующие его во всех аспектах получения, хранения, переработки как человеком, так и машиной.
Коммуницирующий индивид— участник коммуникации, общения.
Компьютерная метафора— метафора, сравнивающая мозг и разум человека с компьютером.
Конвенция(лат. conventio — соглашение) — договоренность, принятое соглашение.
Консенсус— согласие, единодушие, диссенсус— несогласие, расхождение во мнениях.
Конструктивизм— 1) в современной философии тесно связанная с теорией самоорганизации концепция познания, утверждающая, что любое знание конструируется познающим субъектом, неотделимо от него; 2) в математике и логике направление, в рамках которого осуществляется исследование конструктивных объектов и процессов, описываемых алгоритмами (системой правил); 3) название одного из направлений в авангардном искусстве, архитектуре.
Контент-анализ— метод социологии, заключающийся в подсчете количества повторяющихся, специально выбранных слов, характеризующих тексты статей периодической печати, книг и речей. Определяет направление и интенсивность обсуждения сообществом тех или иных проблем.
Континуалистский(от лат. continuum — континуум, непрерывное) — термин, используемый в математике, естествознании, философии при рассмотрении непрерывных совокупностей.
Конформизм(от лат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленчество, принятие без возражений господствующего порядка, существующих мнений, отсутствие собственной позиции.
Концепт(лат. conceptus — собрание, восприятие; concipere — зачинать) — идея, общее представление, «сгусток культуры в сознании человека» (Ю.С. Степанов), формируется речью, сохраняет индивидуальные особенности; концепты не только мыслятся, но и переживаются. Концепты по А.Вежбицкой — это «универсальные семантические примитивы». Концепция— определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взглядов, теоретических положений.
Концептуализм— одно из направлений философии, связанное с решением проблемы общих понятий, универсалий, полагающее, что общее существует в вещах и обнаруживается мышлением и в речи. В искусстве концептуализм — крупное авангардистское движение, где совершается переход от конкретно-чувственного восприятия к интеллектуальному осмыслению (например, экспонируются сам стул, его фотография и словесное описание из словаря).
Коэволюция— совместная или одновременная эволюция биологических и культурных факторов жизни человека.
Кумуляция(лат. cumulatio) — накопление, суммирование.
Лабильный(от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — функционально подвижный, изменчивый.
Логика оценок— логика понятий «хорошо», «безразлично», «плохо», общего понятия ценностей, оценочных утверждений языка.
Логический позитивизм(от лат. positivus — положительный) — философское течение в рамках неопозитивизма XX века, стремившееся полностью формализовать язык науки с помощью логики и математики.
Логос(лат. logos) — слово, учение.
Матрица(лат. matrix — матка) — металлическая пластинка с углублениями для штамповки в полиграфии; в математике прямоугольная таблица элементов; у Т. Куна дисциплинарная матрица — метафора для обозначения парадигмы.
Ментальность, менталитет— неосознанные представления, верования, ценности, традиции, модели поведения и деятельности различных этнических и социальных групп, слоев, классов общества, над которыми надстраиваются теоретические и идеологические системы (по А,Я.Гуревичу).
Ментальный(от англ. mental) — умственный, мысленный.
Метафизика— (лат. metaphysica) то, что идет после физики. Под таким названием были объединены лекции и заметки Аристотеля по «первой философии». В общем смысле — это философское учение о сверхопытных началах и законах бытия; синоним для терминов «философия», «онтология». Одно из частных значений — метод, противоположный диалектике.
Монада(от греч. monas, monados — единица, единое) — неделимое, несоставное единство, начало бытия.
Монизм(от греч. monos — один, единственный) — подход, стремящийся свести все многообразие мира, событий, явлений к единой первооснове. Противоположное — плюрализм, дуализм(от лат. dualis — двойственный).
Нарратив(англ. narrative) — рассказ, повесть, изложение фактов
Натурфилософия,или философия природы — абстрактно-умозрительная концепция природы в ее единстве и целостности, стремящаяся восполнить конкретные данные естественных наук.
Научное сообщество— совокупность ученых-профессионалов, объединенных вокруг единой парадигмы, научной школы, направления.
«Невидимый колледж»— неформальное исследовательское сообщество, личные контакты ученых.
Нелинейность— подход, признающий объективную многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции. Линейный подход отрицает многовариантность, наличие выбора направления и темпов эволюции.
Неокантианство— философское течение, возникшее во второй половине XIX века в Германии. Развивало отдельные положения кантовской философии, основываясь на отрицании онтологии и признании философии как критики познания, ограниченного сферой опыта и включающего априорные принципы и нормы.
Номинализм(от лат. nominalis — относящийся к именам) — философское направление, возникшее в Средние века, считаю-щее, что абстрактные объекты, которые не даны в чувственном опыте, сами по себе вне языка и мышления не существуют. Реальна лишь единичная вещь. Противоположное направление — реализм,считающий, что обобщения, представленные в понятиях, основанные на реальном сходстве, существуют реально и независимо от сознания.
Номологический(от греч. nymos — закон) — законопологающий, отыскивающий общие законы.
Нормальная наука— термин, введенный Т. Куном для обозначения развития науки между большими и малыми «революциями»; противоположное понятие, по Т. Куну, — экстраординарная(сверхобычная) наука,т. е. наука в состоянии революционных изменений.
Нуль-гипотеза— термин, обозначающий начало исследования, отрицающего специальную гипотезу или теорию в качестве обязательной предпосылки.
Объективно-идеалистический,объективный идеализм — философское направление, которое считает первоосновой мира некое всеобщее начало — идею, мировой разум — сверхиндивидуальное духовное начало.
Ортодоксальный(от греч. ortos — прямой, правильный, doxa — мнение) — правильный, фиксированный авторитетными инстанциями.
Пайдейа(греч. paideia — образование, воспитанность) — понятие античной философии, обозначающее универсальное образование и воспитанность.
Парадигма— образец, пример, по Т. Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Мультипарадигмальный подход — признающий правомерность нескольких парадигм.
Педантизм— точность, аккуратность в выполнении всех требований.
Перипатетики(от греч. peripatos — крытая галерея, служившая лекционным залом) — философская школа Аристотеля (367—347 до н.э.).
Персонализм(от лат. persona — личность) — учение, признающее личность первичной творческой реальностью, а духовные ценности личности — высшим смыслом цивилизации.
Перформативный(от англ. perform — исполнять, совершать) — исполняющий, совершающий.
Перцептивный, перцепция(от лат. perceptio) — представление, восприятие.
Позитивизм, неопозитивизм— одно из основных направлений философии XX века, занимающееся проблемами науки, специально-научного знания и анализом языковых форм знания.
Полисемия— многозначность, многосмысленность.
Понимающая социология— направление в социологии, особое внимание уделяющее анализу значимых, смысловых элементов жизни, опирающееся на идеи философии жизни, герменевтики, феноменологии, лингвистической философии.
Постмодернизм(от лат. post — после, modernus — современный) — обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустранимости плюрализма описаний и точек зрения, преодоление тотального господства одной доктрины, направления в искусстве, единственной системы ценностей и критериев.
Постструктурализм— подход в социально-гуманитарном и философском познании, рассматривающий тексты как модели реальности, а науку как «рассказ» о ней или форму деятельности, порождающей тексты.
Прагматизм(от греч. pragma — дело, действие) — течение американской мысли, в котором действие, практика используются как главный принцип философии.
Праксеологический(от греч. praksis — практика) — основанный на практике.
Презумпция(лат. praesumptio — предположение), презумпция невиновности — правовой принцип судопроизводства — обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана.
Прескриптивный(от лат. prescriptio) — предписывающий.
Принцип «семейногосходства» — выдвинут Л. Витгенштейном и заключается в признании особого вида обобщения группы предметов, сходных в одном, но не сходных в другом отношении, что не позволяет обобщать их через род и видовое отличие согласно канонам логики.
Протестанская этика— понятие, получившее особое значение в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), в которой показана благотворная роль этических норм и принципов протестантизма для добросовестного труда и хозяйственного успеха.
Психоанализ— метод психотерапии и психологии, ставящий в центр внимания бессознательные психические процессы и моти-вации. Разработан австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом (1856-1939).
Психологизм— понятие, фиксирующее возможность использования в логике и теории познания психологических понятий и представлений, а также рассматривающее психологию базисной наукой философии.
Резонерство— рассуждение в нравоучительном тоне.
Релятивизм(от лат. relativus — относительный) — признание изменчивости объектов и знания о них и отрицание момента устойчивости, преувеличение зависимости познания от его условий.
Референт(от лат. refero — отношу, связываю) — объект, к которому относят суждение.
Рефлексия— анализ и осмысление оснований культуры и ее произведений, а также содержания знаний, чувств и жизнедеятельности человека. Ведущий метод философии. Одна из форм — саморефлексия, направлена на осмысление своих собственных действий.
Рецептивный(от лат. receptio — принятие) — восприимчивый. Рецепиент— воспринимающий.
Риторика— «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).
Семантический, семантика(от греч. semanticos — обозначающий) — разделы языкознания и логики, в которых исследуются проблемы значения, смысла, интерпретации знаков и знаковых выражений.
Сенсуалистская гносеология, сенсуализм(от лат. sensus — чувство, ощущение) — учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются единственным источником и основанием знания. Главный представитель — Дж. Локк, XVII век.
Символическая, или математическая логика— область логики, в которой выводы исследуются посредством логических исчислений на основе строгого символического языка.
Синкретичность, синкретизм(греч. synkretismys — соединение) — нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние явления; смешение, неорганическое слияние разнородных элементов.
Скептицизм — философская школа (от греч. scepticos — ищущий, рассматривающий, исследующий), созданная в IV веке до н. э. Пирроном из Элиды (ок. 360-270 до н. э.), который практиковал воздержание от суждения. Своей целью скептики ставили опровержение догматов всех школ, для них всякое знание либо целиком и окончательно верно, либо полностью ошибочно.
Социум(от лат. societas) — общество.
Статистическое резюме— итог, обобщение данных с помощью статистических методов.
Стоики(от греч. stoa — портик) — философская школа Зенона в Афинах (ок. 300 до н. э.).
Структурализм, постструктурализм— общие названия для ряда направлений в гуманитарном познании XX века, прежде всего в структурной лингвистике, литературоведении, этнографии, истории науки и других, связанных с выявлением структур, способных сохранять устойчивость при различных изменениях и преобразованиях. Представители Ж. Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, Ж. Делез, М. Фуко, Р. Барт К. Леви-Строс и др.
Субстрат(лат. substratum — основа, подстилающее) — основа всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности.
Тавтология(от греч. tauto — то же самое, logos — слово) — повторение того же самого другими словами, не уточняющими смысла. В логике тавтология — тождественно истинное высказывание.
Тематический анализ— термин, введенный Дж. Холтоном, означает способ изучения истории науки путем обращения к глубинным устойчивым структурам мышления (темам), лежащим в основе научной деятельности ученых.
Темпоральный— временной.
Теология(от греч. teos — Бог, logos — учение, слово) — совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.
Трансцендентальный— букв. выходящий за пределы. Трансцендентальное сознание — независимость содержания сознания от эмпирического телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще».
Универсалии(от лат. universalis — общий, относящийся к целому) — категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объекта или субъекта, например «человек», «общество», «сознание», «истина» и многие другие.
Универсум(лат. Universum — весь вообще) — целостность, целостный мир.
Фальсификационизм(от лат. falsifico — подделываю) — учение К. Поппера о научной процедуре, устанавливающей ложность гипотезы (теории) или подтверждающей ее истинность в результате экспериментальной или теоретической проверки.
Феномен— явление, предмет, данный в чувственном созерцании.
Феноменология— философское учение; стремится очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Метод анализа «чистого» сознания. Основал направление немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938).
Физическая реальность— понятие, обозначающее систему теоретических объектов, построенных физической теорией и наделяемых онтологическим статусом.
Фонема(греч. phonema — звук) — единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются части слов (морфемы) и слова.
Фонология( от греч. phone — звук, logos — слово, учение) — раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка и ее функциональную значимость.
Хронотоп(от греч. chronos — время, topos — место) — «времяпространство», единство временных и пространственных отношений, например, у М.М. Бахтина при рассмотрении сюжетного развития романа.
Целерациональность— термин, введенный М. Вебером и обозначающий действие, ориентированное на цель, рационально взвешивающее цели, средства и результаты.
Эволюционная эпистемология (теория познания)— направление, связывающее биологическую эволюцию с эволюцией познавательной системы человека, его способностей извлекать, обрабатывать и хранить когнитивную информацию.
Эйдос(греч. eidos) — форма, вид, идея — термин древнегреческой философии.
Экзистенциализм(от лат. existentia — существование) — философия существования, учение об уникальности человеческого бытия как непосредственной нерасчлененной целостности.
Экзистенциальный— определяемый переживанием субъектом своего «бытия-в-мире».
Экспансионистский(от лат. expansio — распространение) — активно распространяющийся.
Экспликация(лат. explicatio — объяснение, уточнение значения слова) — замещение представления обыденного сознания точным научным понятием.
Элиминация(от лат. elimino — выношу за порог, удаляю) — удаление, исключение.
Эмпириокритицизм(от греч. empeiria — опыт) — философское учение, критическое исследование опыта, второй этап позитивизма (Р. Авенариус, Э. Мах).
Энтропия(греч. entropia — поворот, превращение) — мера неупорядоченности, или хаотичности, состояния системы. Понятие, впервые введенное Р. Клаузиусом в термодинамике для определения меры необратимого рассеяния энергии. Связь энтропии с вероятностью установлена Л. Больцманом.
Эпистемология(от греч. episteme — знание, logos — учение) — теория познания.
Этнограмматика(от греч. ethnos — племя, народ) — один из разделов этнолингвистики, изучающей взаимосвязь языковых и этнически;' факторов.
Этнометодология— одно из направлений в современной культурологии и социологии, предметом которого являются методы и принципы изучения и интерпретации способов организации, взаимодействия и речевого общения в повседневной жизни различных народов и общностей.
Этноцентризм— склонность оценивать жизненные явления на основе ценностей своей этнической группы.
Языковые игры— лингвистические формы, идеализированные модели употребления слов, связанные с обучением языку в различных видах деятельности.
Ad hominem(лат. к человеку) — довод, предназначенный повлиять на чувства человека, но не имеющий объективного значения.
Cogito ergo sum(лат.) — я мыслю, следовательно, существую.
Dasein(нем.) — здесь-бытие, присутствие (термин М. Хайдеггера).
Differentia specifica(лат.) — видовое отличие, характерная особенность, отличительный признак.
Ego cogito(лат.) — я мыслю.
Res cogitans(лат.) — вещь мыслящая. Res extensa (лат.) — вещь протяженная. Оба понятия введены Р. Декартом.
19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине.
Представлена в виде технологической карты (Приложение 1).
20. Изменения в рабочей программе, которые произошли после ее утверждения:
Характер изменений в программе | Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение | Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение | Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение |
21. Учебные занятия по дисциплине ведут:
Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя | Учебный год | Факультет | Направление подготовки |
Виноградов А.И., к.ф.н., доцент | 2011-2012 | ИиСН | 050100.68 Педагогическое образование |
Виноградов А.И., д.ф.н., доцент | 2012-2013 | ИиСН | 050100.68 Педагогическое образование |
Приложение 1