Темы для размышления и выступлений на семинаре

1. Отметьте формы знания, характерные для эмпирического уровня познания.

2. Назовите специфику научной гипотезы как формы знания. Охарактеризуйте процесс выдвижения гипотезы и ее проверки.

3. Раскройте специфику проверки истинности научных теорий в зависимости от степени их формализации.

4. Какие предложения (факты) в науке могут называться протокольными?

5. Какие функции в науке выполняет процедура интерпретации?

6. Какие свойства системы познания характеризуются терминами «имманентность» и «имплицитность»?

7. Раскройте механизм влияния научной методологии на процесс теоретического познания.

8. Покажите взаимосвязь методологии и идеологии на теоретическом уровне познания.

Семинар 14. Общенаучная методология (2 часа)

 

План

1. Соотношение понятий «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация»: сходства и различия.

2. Особенности определения и разграничения объекта и предмета в научном исследовании.

3. Согласованность цели и задачи исследования.

4. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования.

5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. – Гл. XII-XIII.

2. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 322-354.

3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – Гл. IV, VIII.

4. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – С. 275-317.

5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006. – С. 125-163.

6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 19-27, 33-37, 99-120.

7. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 156-163.

8. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – Разд. II, гл. 2-3.

 

Темы для размышления и выступлений на семинаре

1. Какова функция абстрагирования?

2. В чем состоит ограниченность абстракции?

3. Какие бывают виды индукции?

4. Верификация и фальсификация как методологические процедуры, их возможности и границы.

5. Абдукция как специфическая форма умозаключения.

6. Гипотезы и их роль в научном исследовании.

Семинар 15. Методология работы с научными понятиями (2 часа)

План

1. Сущность и виды понятий.

2. Операции с понятиями.

3. Определение понятия.

 

Литература

1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 2, С. 40-88.

2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 3, С. 38-123.