Темы для размышления и выступлений на семинаре
1. Отметьте формы знания, характерные для эмпирического уровня познания.
2. Назовите специфику научной гипотезы как формы знания. Охарактеризуйте процесс выдвижения гипотезы и ее проверки.
3. Раскройте специфику проверки истинности научных теорий в зависимости от степени их формализации.
4. Какие предложения (факты) в науке могут называться протокольными?
5. Какие функции в науке выполняет процедура интерпретации?
6. Какие свойства системы познания характеризуются терминами «имманентность» и «имплицитность»?
7. Раскройте механизм влияния научной методологии на процесс теоретического познания.
8. Покажите взаимосвязь методологии и идеологии на теоретическом уровне познания.
Семинар 14. Общенаучная методология (2 часа)
План
1. Соотношение понятий «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация»: сходства и различия.
2. Особенности определения и разграничения объекта и предмета в научном исследовании.
3. Согласованность цели и задачи исследования.
4. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования.
5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. – Гл. XII-XIII.
2. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 322-354.
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – Гл. IV, VIII.
4. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – С. 275-317.
5. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006. – С. 125-163.
6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 19-27, 33-37, 99-120.
7. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006. – С. 156-163.
8. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – Разд. II, гл. 2-3.
Темы для размышления и выступлений на семинаре
1. Какова функция абстрагирования?
2. В чем состоит ограниченность абстракции?
3. Какие бывают виды индукции?
4. Верификация и фальсификация как методологические процедуры, их возможности и границы.
5. Абдукция как специфическая форма умозаключения.
6. Гипотезы и их роль в научном исследовании.
Семинар 15. Методология работы с научными понятиями (2 часа)
План
1. Сущность и виды понятий.
2. Операции с понятиями.
3. Определение понятия.
Литература
1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 2, С. 40-88.
2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 3, С. 38-123.