Тема: Особенности строения клетки высших растений на примере строения кожицы чешуи лука репчатого (Allium cepa L.).

Лабораторная работа

 

Изучение хромопластов в клетках перца красного (Capsicum annuum L.), (розы собачьей (шиповника) - Rosa canina L., рябины обыкновенной - Sorbus aucuparia L.)

Цель занятия: изучение строения типичной растительной клетки и ее структур.

Материалы и оборудование: луковица лука репчатого, постоянные микропрепараты «Клетки кожицы лука», плоды перца красного (рябины обыкновенной, шиповника) микроскоп, пинцет, лезвия, скальпель, препаровальные иглы, предметное и покровное стекла, чашка с водой, бумажные салфетки.

Ход работы:

1. Из мясистой чешуи лука репчатого вырезать небольшой кусочек (1-1,5 см2). При помощи препаровальной иглы снять с вогнутой (внутренней) его стороны кожицу. На предметное стекло капнуть каплю воды и в эту каплю положить снятый кусочек кожицы, расправив его, а затем накрыть покровным стеклом.

2. Полученный препарат рассмотреть вначале при малом увеличении, постараться найти на препарате типичные клетки без повреждений и пузырьков воздуха. Затем перевести на большое увеличение.

3. При большом увеличении изучите строение клетки. Клетки кожицы лука имеют тонкие оболочки и плотно прилегают друг к другу. При внимательном рассмотрении оболочек клеток вы увидите канальцы, их пронизывающие. Это поры. Внимательно рассматривая клетку, вы увидите в ней пристенный слой немного зернистой цитоплазмы, округлое или овальное ядро, чаще с одним, но может быть и двумя, ядрышками, вакуоли с клеточным соком.

4. Зарисуйте строение типичной растительной клетки. На рисунке следует отметить оболочку с порами, цитоплазму, ядро с ядрышком, вакуоль с клеточным соком.

5. Заполните таблицу:

Таблица 1. Органоиды растительной клетки

 

Органоид Строение Функции
Оболочка с порами    
Цитоплазма    
Ядро    
Ядрышко    
Вакуоль с клеточным соком    

 

6. Рассмотрите строение клеток на постоянном микропрепарате «Клетки кожицы лука» и сравните со строением живых клеток на временном препарате.

7. Письменно ответьте на предложенные вопросы:

а) дайте определение понятий «оболочка», «вакуоль»;

б) как зависит местонахождение ядра в зависимости от возраста растительной клетки?

в) во время засухи из плодов, поступающих на плодоовощные комбинаты, получают мало сока. Объсните это явление с учетом строения клетки.

 

Ход работы:

 

1. Возьмите кожицу зрелого плода и пинцетом или иглой надорвите его. Кончиком препаровальной иглы возьмите немного мякоти плода непосредственно под кожицей и тщательно распределите ее на предметном стекле в капле воды. Затем накройте приготовленный препарат предметным стеклом.

2. Рассмотрите клетки мякоти под микроскопом вначале при малом увеличении, а затем – при большом. Найдите и изучите хромопласты. Для этого лучше найти участок, где клетки лежат свободно. У разных видов плодов хромопласты имеют свои морфологические особенности. В клетках плодов перца хромопласты имеют палочковидную или округлую форму. , в плодах рябины – серповидно изогнутые, сильно вытянутые и заостренные на концах тельца, а в клетках шиповника – округлую или неправильно-угловатую форму.

3. Зарисуйте несколько клеток с хромопластами изучаемого растения. На рисунке следует отметить оболочку клетки, цитоплазму, ядро, хромопласты ( по возможности передать их форму).

4. Заполните таблицу:

 

Таблица 2 Характеристика хромопластов

 

Растение Хромопласты
Форма Окраска и обуславливающие ее пигменты Место локализации (органы) Характер расположения Количество в одной клетке
           

 

5. Письменно ответьте на предложенные вопросы:

а) дайте определение терминов «хлоропласт», «хромопласт», «лейкопласт»;

б) почему форма хлоропластов, находящихся около боковых стенок клетки, отличается от формы остальных хлоропластов?

в) чем можно объяснить изменчивость формы хромо- и лейкопластов?