Оперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические учеты

Информационные технологии в правоохранительной деятельности

Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации. Именно эти функции и призвана обеспечить система информационного обеспечения ор­ганов внутренних дел.

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-разыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:

- о правонарушителях и преступниках;

- владельцах автомототранспортных средств;

- владельцах огнестрельного оружия;

- событиях и фактах криминального характера, правонаруше­ниях;

- похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;

- другая подлежащая хранению информация.

Службы и подразделения органов внутренних дел характеризуют­ся данными:

- о силах и средствах, которыми располагает орган;

- результатах их деятельности.

Перечисленные сведения используются при организации работы подразделений, принятии практических мер по борьбе с преступно­стью и правонарушениями. Кроме указанных сведений широко ис­пользуется научная и техническая информация, необходимая для совершенствования деятельности органов внутренних дел.

В информационном обеспечении правоохранительных органов центральное место занимают учеты, которые используются для ре­гистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их со­вершивших. Учеты предназначены для оперативного информацион­ного обеспечения деятельности правоохранительных органов.

Учет - это система регистрации и хранения информации о ли­цах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.

Целями учетов являются информационное обеспечение деятель­ности:

- по предупреждению, раскрытию и расследованию преступле­ний;

- предупреждению и выявлению административных правонару­шений;

- подтверждению наличия (или отсутствия) сведений о привле­чении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установлению места нахож­дения разыскиваемых лиц;

- установлению личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные;

- установлению личности граждан, не способных по состоянию здоровья или возраста сообщить данные о своей личности.

В настоящее время учеты ведутся на межгосударственном, феде­ральном, региональном, республиканском, краевом и областном уровнях. Также существуют локальные учеты, существующие в пре­делах определенного органа внутренних дел.

Учет подведомственных МВД преступлений охватывает 95 % кри­минальных проявлений и дает достаточно полную картину опера­тивной обстановки в стране и ее регионах. В целом по России в по­следние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, рас­крываются от 19 до 23 % совершаемых преступлений, т. е. почти ка­ждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска.

Первоначально учеты назывались уголовной регистрацией, что отражало суть деятельности по регистрации преступников. Инфор­мацию о лицах упорядочивали по определенным группам признаков, что способствовало своевременному поиску необходимых сведений. В последующем учитывать стали не только самих преступников, но и предметы, следы, имевшие отношение к совершенному престу­плению.

История развития учетов.Впервые учеты были применены во Франции А. Бертильоном в начале XIX в. В предложенном им криминалистическом учете фотоснимки преступников группирова­лись по определенным признакам. Впоследствии Р. А. Рейсом была разработана система ведения картотеки с антропологическим опи­санием личности, в которую заносились такие характеристики, как рост, цвет глаз, параметры головы, и др. Наиболее эффективной оказалась немецкая система учета, состоявшая из трех взаимосвя­занных частей для регистрации признаков внешности преступников: альбома фотографий, картотеки особых примет и фототеки.

В СССР в 1961 г. была введена Инструкция по учетам в органах внутренних дел. Компьютеризация информационно-поисковых служб органов внутренних дел началась в 1968 г.: 29 марта 1968 г. в целях совершенствования информационного обеспечения центрального аппарата МВД СССР для решения задач по комплексной автомати­зации учетно-вычислительных работ был создан информационно-вычислительный центр (ИВЦ).

9 ноября 1970 г. для улучшения системы сбора и обработки ин­формации и использования ее в оперативно-служебной деятельно­сти на базе ИВЦ, 1 СО, отдела статистики Оргинспекторского управления, Бюро учета лиц, занимающихся бродяжничеством ор­ганизуется Главный информационный центр (ГИЦ) при МВД СССР на основании соответствующего приказа Министра внутренних дел СССР «Об организации Главного информационного центра при МВД СССР». В МВД, УВД были созданы информационные центры (ИЦ).

В мае 1971 г. приказом МВД СССР были объявлены типовая структура информационных центров при МВД-УВД и временные типовые штаты вычислительных подразделений ИЦ. Штат ГИЦ был установлен в 498 человек. Структуру ГИЦ составили следующие подразделения: вычислительный центр (ВЦ), оперативно-справоч­ный отдел (ОСО), отдел статистики (ОС), организационно-методи­ческий отдел, историко-архивный отдел (ИАО), отдел научно-тех­нической информации (ОНТИ), редакционно-издательский отдел (РИО).

Всю разработку автоматизированных систем и задач тогда плани­ровалось проводить силами ВЦ и поэтому в его структуре предусмат­ривались отделы, которые должны были заниматься исследователь­ской работой, проектированием и разработкой систем:

- отдел автоматизированных систем;

- отдел отраслевой автоматизированной системы управления;

- отдел информационно-поисковых систем;

- отдел алгоритмизации;

- другие традиционные для вычислительных центров отделы.

В первый год по согласованию с оперативными службами были поставлены для решения с помощью ЭВМ такие задачи, как «Бро­дяги» и «Розыск». Через год после создания ГИЦ руководству мини­стерства стало ясно, что улучшение функционирования системы информатизации в органах внутренних дел требует фундаменталь­ного научного подхода - иного, чем ранее, уровня организации разработок автоматизированных систем. Следствием этого явилось преобразование в ноябре 1971 г. ГИЦ в Главный научно-исследова­тельский центр управления и информации (ГНИЦУИ)1.

На ГНИЦУИ возлагались задачи по научной разработке проблем совершенствования систем управления и информации в органах внутренних дел, руководству учетно-регистрационной и информа­ционной деятельностью; обеспечению аппарата МВД СССР, органов внутренних дел, других ведомств оперативно-справочной, статисти­ческой и научно-технической информацией. В течение года отрас­левым службам министерства и органам внутренних дел были выда­ны около 200 отчетов по задачам «Розыск», «Профилактика», «Бро­дяги», «Умышленные убийства» и др. Широкое внедрение ЭВМ типа ЕС позволило информационным подразделениям использовать мощ­ные операционные системы и системы управления базами данных, а появление магнитных дисков большой емкости - создавать базы данных большой емкости. Стала возможной реализация автомати­зированной обработки таких проектов, как автоматизация оператив­но-справочной картотеки.

В ГНИЦУИ и ИЦ начали успешно функционировать системы оперативно-розыскного назначения. В регионах были разработаны и вступили в эксплуатацию такие системы, как «Ермак», «Квадрат». Выросло число эффективно функционирующих автоматизированных информационно-справочных и информационно-поисковых систем, разработанных коллективами информационных подразделений МВД, УВД и ГНИЦУИ.

4 ноября 1985 г. ГНИЦУИ переименовывается в Главный инфор­мационный центр (ГИЦ) МВД СССР. Важным решением в этот период стало создание практически в каждом подразделении уровня горрайоргана специальных информационных подразделений, спо­собствующих повышению уровня информационного взаимодействия подразделений ОВД в борьбе с преступностью.

В 1991 г. в связи с реорганизацией органов внутренних дел при МВД РСФСР было создано Республиканское информационное бюро (РИБ). Годом позже, в 1992 г., упраздняется МВД СССР, а ГИЦ МВД СССР и РИБ МВД РСФСР объединяются в ГИЦ МВД России. Ут­верждается новое Положение о Центре, в большей степени отвечающее решению как традиционных, так и новых задач, поставленных перед информационно-поисковой службой органов внутренних дел России. В то же время, было заключено Соглашение МВД госу­дарств - участников СНГ, в рамках которого Главный информаци­онный центр МВД России формирует и ведет Межгосударственный информационный банк (МИБ), выдает в установленном порядке правоохранительным органам Российской Федерации и государств — участников СНГ, а также другим федеральным органам исполнитель­ной власти запрашиваемую информацию.

В соответствии с новыми задачами ГИЦ МВД России в ноябре 2004 г. был объединен с Управлением оперативно-розыскной инфор­мации МВД России и преобразован в Главный информационно-ана­литический центр (ГИАЦ) МВД России.

На современном этапе борьбы с преступностью крайне актуаль­ным является тесное взаимодействие на международном уровне оте­чественных и зарубежных информационно-поисковых служб право­охранительных органов. В этой связи такая деятельность осуществ­ляется в рамках Европейской полицейской организации - Европол и Международной организации уголовной полиции - Интерпол.

Европол - это правоохранительная организация, целью которой является повышение эффективности сотрудничества между компе­тентными органами стран Европейского Союза (ЕС) в борьбе с ме­ждународной преступностью, в том числе и между соответствующи­ми информационно-поисковыми службами этих органов.

Международная организация уголовной полиции - Интерпол, структура которой не мыслима без содержания в ней информацион­но-поисковой службы, была создана раньше Европола. В 1956 г. в Вене на юбилейной 25-й сессии Генеральной Ассамблеи МКУП был принят Устав организации, в котором в ст. 1 закреплено ее название - Международная организация уголовной полиции (МОУП) - Интерпол.

Организация насчитывает 186 стран-участниц, в каждой из кото­рых существует орган, созданный для обеспечения сотрудничества, в том числе формирования соответствующих информационно-поисковых систем учетов криминалистической регистрации и плодотвор­ного (эффективного) взаимообмена имеющимися в них сведениями, для борьбы с преступностью как у себя в стране, так и на междуна­родном уровне.

Классификация учетов.С помощью учетов получается инфор­мация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреж­дении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по терри­ториальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты МВД России. Кроме того, учеты имеются в паспортных аппа­ратах. Основная оперативно-справочная и разыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая направляется в ИЦ и ГИАЦ для формирования единого банка дан­ных.

В настоящее время ведение (сбор, обработка, хранение) учетов осуществляется в информационных подразделениях ОВД с помощью автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных автоматизированных систем.

Наряду с учетами в органах внутренних дел ведутся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, которые создаются и хранятся в ЭКЦ МВД России (федеральные) и ЭКУ МВД, ГУВД, УВД (региональные). Коллекции и картотеки ЭКУ и ЭКЦ ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений.

Накапливаемая в учетах, коллекциях и картотеках оперативно-справочная, разыскная и криминалистическая информация имену­ется криминальной.

Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам.

По функциональному признаку учеты подразделяются на три группы:

- розыскные;

- оперативно-справочные;

- криминалистические.

Розыскные учетыпризваны давать неизвестные инициаторам запроса сведения об объектах учета. Очевидно, что при организации розыскных учетов в описание отдельных объектов учета должны быть включены те показатели, которые обычно известны на стадии воз­буждения уголовного дела (способ действий, место действия, приме­ты лица, предметы посягательства и т.п.), а также обычно принятые в обществе идентификационные признаки личности: фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, работы.

Таким образом, розыскные учеты предназначены для оператив­ного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а так же предупреждения особо опасных, в том числе серийных меж­региональных и региональных преступлений

Справочные учетыимеют много общего с розыскными учетами, основное их отличие заключается в форме запросов. В справочные учеты поступают запросы, особенно в случае ручных картотек, уста­новленного образца, а в розыскные - произвольного вида.

Криминалистические учетыописывают, как правило, матери­альные следы преступления. В отличие от оперативных учетов обя­зательным условием обращения к криминалистическим учетам яв­ляется криминалистическая экспертиза.

По объектовому признаку учеты подразделяются также на три группы:

- учеты лиц;

- учеты преступлений (правонарушений);

- учеты предметов.

Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, ро­зыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ, и локальные учеты горрайлинорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250...300 млн учетных документов.

Централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты располагают следующими сведениями о гражда­нах России, иностранцах и лицах без гражданства:

- судимость, место и время отбывания наказания, дата и осно­вание освобождения;

- перемещение осужденных;

- смерть в местах лишения свободы, изменение приговора, ам­нистия, номер уголовного дела;

- место жительства и работы до осуждения;

- задержание за бродяжничество;

- группа крови и дактилоформула осужденных.

Порядок формирования и ведения централизованных оператив­но-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации регламентируется приказами МВД России.

Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные. Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с по­мощью АИПС осуществляется в региональных банках криминальной информации (РБКИ).

Одним из основных компонентов информационно-вычислитель­ной системы общего пользования органов внутренних дел (ИВС ОВД) является Федеральный банк криминальной информации (ФБКИ), вместе с РБКИ он составляет единую информационную структуру ОВД.

Автоматизированные информационно-поисковые системы.АИПС используются для выполнения основных функций органов внутренних дел. Их особенность заключается в накоплении и посто­янном корректировании больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих оперативный интерес.

АИПС работают преимущественно по принципу «запрос-ответ», поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском.

Принципиальную особенность АИПС составляет понятие «информационный поиск». Информационный поиск - это процесс отыскания в каком-то множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме (предмету) или со­держат необходимые потребителю факты, сведения.

Автоматизированные информационно-поисковые системы принято подразделять на документальные и фактографические. Такое деление основано на различии объектов поиска. В документальных объектами поиска являются документы, их копии или библиографи­ческое описание. В фактографических искомыми объектами могут быть записи, характеризующие конкретные факты или явления.

В системе органов внутренних дел АИПС решают задачи сбора, хранения, поиска и выдачи оперативно-розыскной и справочной информации.

Приведем основные АИПС и кратко охарактеризуем их назначение и возможности.

АИПС «АБД - Республика, область», «АБД - центр». С ее помощью в ИЦ и ГИАЦ формируется централизованный кримина­листический учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц и преступлений, который предназначен для информационного обеспечения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и следственных действий, проводимых подразделениями ОВД и других правоохра­нительных органов.

Объектами учета ГИАЦ являются тяжкие и особо тяжкие престу­пления, а также лица, подозреваемые в совершении преступлений, обвиняемые в совершении преступлений и осужденные за соверше­ние преступлений.

АИПС «Сейф». С ее помощью реализуется централизованный криминалистический учет хищений ценностей из металлических хранилищ.

Основным ее назначением является централизованное информа­ционное обеспечение раскрытия серийных хищений любых ценно­стей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совер­шаемых преступниками, в первую очередь в случае рецидива престу­плений и межрегионального характера.

Учет формируется из информационных карт на преступление ИК-1, на лицо ИК-2. На учет «Сейф» берутся хищения из металлических хранилищ, зарегистрированных по линии уголовного розыска в пе­риод с 1 января 1990 г.

При использовании АИС «Сейф» составляется описание способа взлома в ИК-1 с прилагаемыми к картам фототаблицами. При нали­чии данных о выявлении совпадения способа совершения разных преступлений и лиц, их совершивших, информация об этом переда­ется правоохранительные органы, из которых поступили ИК-1, ИК-2.

АИПС «Опознание». В ИЦ и ГИАЦ производится учет без вести пропавших, неопознанных трупов, больных и детей, личность кото­рых не установлена.

Объектами учета являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства (ЛБГ), находящиеся на территории Российской Федерации, лица, пропавшие без вести, местонахождение которых и судьба остается неизвестной, а также неопознанные трупы.

АИПС «ФР - оповещение». База данных данной системы содер­жит централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и меж­государственный розыск, и ведется в ГИАЦ.

Данный учет предназначен для обеспечения мероприятий феде­рального розыска лиц, пропавших без вести и скрывающихся от пра­воохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств.

АИС «ФР - оповещение» осуществляет автоматизированную подготовку розыскных циркуляров для передачи их по каналам связи.

Циркуляры в виде файлов в централизованном порядке из ГИАЦ рассылаются в ИЦ по сети передачи данных «ТВ - информ МВД РФ» и МСПД МВД России.

Сведения о лицах, объявленных в федеральный розыск правоохранительными органами России, по аналогичной технологии пере­даются в информационные подразделения правоохранительных ор­ганов государств - участников СНГ для осуществления межгосударственного розыска.

АИПС «Оружие». Путем формирования и ведения данной базы данных в ИЦ и ГИАЦ осуществляется централизованный учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооружения.

Данный учет осуществляется в целях обеспечения розыска утра­ченного оружия, установления принадлежности выявленного вооружения и содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.

Учету подлежит оружие, имеющее индивидуальный номер, присвоенный организацией-изготовителем или при регистрации его в подразделениях разрешительной системы, утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное (изъятое, найденное, добровольно сданное) вооружение.

АИПС «Автопоиск». С использованием данной системы осуществляется централизованный учет разыскиваемых автотранспортных средств.

Настоящий централизованный учет предназначен для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи в установленном порядке информации (оперативных и основных сведений) о разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена, имеющих номерную маркировку предпри­ятий изготовителей.

АИПС «Автопоиск» используется на федеральном уровне (ГИАЦ) и на местном уровне (ИЦ).

АИПС «Розыск». Данный Оперативный учет был создан в инте­ресах подразделений ГИББД.

В базе данных АИПС «Розыск» содержатся все сведения о разы­скиваемых транспортных средствах базы данных АИПС «Автопоиск», а так же информация, поставленная на оперативный учет подразде­лениями МВД.

В ГИАЦ федеральному учету подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных робот отечественного и иностранного производства. В ИЦ местному учету подлежат те же транспортные средства, что и в ГИАЦ, а так же при­цепы к легковым автомобилям и тракторам, мотоциклы, моторолле­ры и мотоколяски.

АИПС «Антиквариат». В целях обеспечения розыска похищен­ных предметов, имеющих особою историческую, научную, художе­ственную или культурную ценность, и содействия в раскрытии пре­ступлений, связанных с их хищениями, организован централизован­ный учет указанных предметов.

В ИЦ и ГИАЦ учет осуществляется путем формирования и веде­ния базы данных АИПС «Антиквариат».

Учету подлежат похищенные предметы, имеющие особую исто­рическую, художественную, культурную ценность. К ним относят археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художествен­ные произведения и предметы искусства.

АИПС «Криминал - И». Данная система создана в целях обес­печения правоохранительных органов информацией о правонаруше­ния и преступлениях со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства или совершенных в отношении их.

В ИЦ и ГИАЦ данный учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных АИС «Криминал - И».

В составе АИС «Криминал - И» функционируют следующие подсистемы:

- «административная практика» - информация о фактах адми­нистративных правонарушений, допущенных иностранными граж­данами и ЛБГ всех категорий, пребывающих на территории Россий­ской Федерации;

- «преступление» - информация о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ, а так же в отношении которых совершены преступления на территории Российской Федерации;

- «дорожно-транспортное происшествие» («ДТП - И») - опе­ративно-справочная и аналитическая информация об иностранных

- гражданах и ЛБГ - участниках ДТП на территории Российской Фе­дерации;

- «розыск» - информация об иностранных гражданах и ЛБГ, находящихся в розыске и разысканных;

- «наказание» - информации об иностранных гражданах и гра­жданах Российской Федерации, постоянно проживающих за грани­цей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

С помощью АИС «Криминал - И» при задержании иностранно­го гражданина или ЛБГ сведения о нем проверяются по централи­зованным учетам. Также системой предусмотрена возможность вы­дачи информации статистического и аналитического характера.

АИПС «Номерные вещи». Автоматизированная информационно-поисковая система «Номерные вещи» на базе ИЦ и ГИАЦ осущест­вляет централизованный автоматизированный учет похищенных, утраченных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей.

Используя данный централизованный учет, в ГИАЦ можно полу­чить сведения об изъятых похищенных номерных вещах, в частности о холодном оружии (в том числе метательном и пневматическом), номерных документах (в том числе паспортах граждан Российской Федерации и бланках паспортно-визовых документов строгой отчет­ности), номерных знаках и ценных бумагах, связанных с совершен­ными преступлениями.

АИПС «Иностранец». Автоматизированная информационно-по­исковая система «Иностранец» на базе ИЦ содержит сведения о ли­цах дальнего и ближнего зарубежья, а так же о лицах без гражданст­ва, зарегистрированных на территории той или иной области респуб­лики. Запрос можно осуществлять по следующим реквизитам:

- установочные данные на лицо;

- цель приезда;

- дата въезда;

- место регистрации;

- дата окончания регистрации.

АИПС «Досье - Мошенник». Автоматизированная информаци­онно-поисковая система «Досье - Мошенник» на базе ИЦ содержит сведения о лицах, совершивших хищение денежных средств и товар­но-материальных ценностей путем мошенничества, а так же органи­зациях и предприятиях, включивших заведомо невыполнимые дого­воры на поставку товаров народного потребления.

АБД «Наемники». Автоматизированный банк оперативной ин­формации о лицах, подозреваемых в совершении убийств по найму (приметы, клички, оружие, адреса, свидетели и т.д.) и заказчиках этих убийств.

«АБД - АП». Единый автоматизированный банк данных опера­тивной информации о лицах, осуществляющих нелегальное произ- водство и оптовые поставки этилового спирта и алкогольной про­дукции, предприятиях и организациях, вовлеченных в незаконный оборот указанной продукции.

В настоящее время внедряются автоматизированные информаци­онно-поисковые системы «ДОСЬЕ» и «НАСИЛИЕ».

АИПС «ДОСЬЕ». Данная система позволяет получить сведения об особо опасных рецидивистах, «ворах в законе», «авторитетах» преступного мира и др. (установочные данные, приметы, место ра­боты, жительства, связи, привычки и т.д.).

АИПС «НАСИЛИЕ». Данная система обеспечивает такими све­дениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях, свя­занных с насилием против личности, как предмет посягательства, место, время и способ совершения, описание изъятых следов и др.

Автоматизированные информационные дактилоскопические системы.С конца 1980-х годов начались активные попытки внедрения в деятельность ОВД автоматизированных информационных дактилоскопических систем (АДИС) на основе персональных ком­пьютеров, с помощью которых можно автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить качественный сравнительный анализ. С начала 1990-х годов процесс начал приобретать первые признаки организованности: в 1992-1993 гг. по инициативе ЭКЦ МВД России было впервые проведено конкурсное тестирование более десяти АДИС. Тестиро­вание в полном объеме прошли лишь четыре отечественные системы, которые приказом МВД России от 03.08.1993 № 365 были представ­лены к проведению опытных испытаний в ряде УВД. В мае 1994 г. на научно-методическом совете в ЭКЦ МВД России были выделены особо две из этих четырех систем:

- «Папилон», разработчик - ТОО «Системы Папилон» (г. Миасс Челябинской области);

- «Сонда-Фрес», разработчик - СП «Совиндейта» (г. Миасс Че­лябинской области).

В настоящее время в различных регионах Российской Федерации эксплуатируются около 500 программно-технических комплексов АДИС различного уровня и назначения. Суммарно в этих системах автоматизированы около 10 млн дактилокарт и 2 млн следов с мест нераскрытых преступлений.

Организация работы с АДИС выглядит следующим образом. Структура единой областной дактилоскопической системы состоит из центральной станции и связанных с ней пользовательских стан­ций, установленных в ГОРОВД. Обе базы данных (БД дактилокарт и БД следов с мест преступлений) хранятся и обрабатываются на центральной станции, программно-технические возможности которой позволяют работать с большими объемами информации. Пополнение баз данных и запросы на проведение поисков по всей региональной БД или по какой-либо ее части производятся непосредст­венно из ГОРОВД.

В связи с большим объемом графической информации с изображениями отпечатков пальцев рук подучетных лиц, что затрудняет их передачу по модемным линиям связи, эту информацию можно передавать на центральную станцию записанной на лазерные диски. Рекомендательные списки, полученные после поиска, пере­даются в ГОРОВД по модемной связи для окончательного этапа сравнивания.

Двухуровневая организация автоматизированной дактилоскопи­ческой системы с единой общекраевой (общеобластной) базой дан­ных позволяет получить преимущества перед разрозненно, автоном­но действующими дактилоскопическими системами в ГОРОВД об­ласти. При такой организации работы центральная станция может работать в дежурном режиме, что позволяет оперативно отрабатывать любые срочные запросы по всей областной базе данных. Проверка по централизованной дактилокартотеке, как правило, должна про­изводиться лишь после обращения к местным учетам.

Дактилоскопические карточки оперативно-справочных учетов строятся по десятипальцевой (декадактилоскопической) системе. Раскладка дактилокарт производится по дактилоскопическим фор­мулам. Для проверки по дактилоскопическим учетам заполняются дактилокарта и требование (запрос). Оттиски пальцевых узоров должны быть четкими. При установлении личности убитых, погиб­ших или умерших неизвестных граждан в дактилокарте указываются пол, примерный возраст, особые приметы и дата обнаружения трупа.

В АИПС вся поступающая информация учитывается и систе­матизируется таким образом, что позволяет, во-первых, организо­вать неоднократное обращение к ней различных аппаратов и служб органов внутренних дел и, во-вторых, постоянно пополнять ее новой и удалять устаревшую информацию. При этом необходимо подчеркнуть важнейшую характеристикуавтоматизированных учетов: однократный ввод информации и последующее многократ­ное ее использование. Информация концентрируется, обрабаты­вается, хранится и выдается пользователям в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими ведение оператив­но-разыскных и профилактических учетов органов внутренних дел.

За рубежом первые автоматизированные информационные по­исковые системы появились в полиции США в начале 1950-х годов и предназначались для обеспечения розыска угнанных автомашин. В Европе АИПС стали эксплуатироваться с середины 1950-х годов в полиции ФРГ. В настоящее время во всех развитых странах ком­пьютерные системы применяются для решения широкого круга полицейских задач.