Огородные мифы наших дней

Наука умнее нас

Учёный — тот, кто решает свои
проблемы, изучая чужие.

Возможно, наука и умнее. Но, в целом, усилия науки не приводят к решению наших проблем.

Наоборот — их становится всё больше. А решаем их как-то мы сами. Поэтому, мы — разумнее науки.

Заслуги нашей науки — несомненны. Просто, цели её совсем не совпадают с нашими.

Ей чаще нужно изобретать что-то для процветания государства, а нам важно, простите за цинизм, наоборот, улучшить и облегчить нашу собственную жизнь.

Именно этим наука почти не занимается: платит-то ей государство. Поэтому, достижения науки, в основном, воплощаются, как раз, за наш счёт, но вовсе не для нашей пользы.

Конечно, наука может служить производителям товаров, и может показаться, что разработчики шампуней решают ваши проблемы.

Но и этот эффект — кажущийся: решённая проблема — этокогда не надо больше платить.

Наука не может продавать решения проблем. Поэтому, наше противоречие с наукой вряд ли разрешимо.

К счастью, мы тоже умеем думать. Некоторые — гораздо лучше учёных. У них, ведь, узкая тема и план, а мы выживаем в свободном полёте.

Решая свои проблемы, мы часто изобретаем потрясающе умные вещи и способы, например, упомянутые в первой главе.

Но наука присвоила себе право решать, хороши они или плохи. Потому, что, если каждый умник сможет распространять свои успехи, наука потеряет авторитет — ей так кажется.

Каждый, кто нашёл что-то успешное, создаёт самые настоящие научные знания.

Не важно, признала ли их официальная научная корпорация. Пусть это не назовут наукой.

Давайте назовём это практикой. И будем применять на благо себе. Лишь бы работало! Будет результат — найдётся на него и наука.

В развитых странах органическим огородничеством, узкими грядками и мульчой занимаются солидные научные учреждения.

Когда-нибудь так будет и у нас. А пока, нам нельзя ждать милостей от науки. Взять их у себя — наша задача!

Огород явно нуждался в уходе хозяина.
И чем дальше бы он ушёл, тем было бы лучше...

Судя по тому, как неизменно велика разница между научными рекомендациями и нашими результатами, дачная культура представляет собой разновидность религии.

Она построена почти целиком на вере. Есть строгие ритуальные действия, обросшие кучей культовых предметов.

Например, беление стволов взрослых деревьев; ритуальные опрыскивания абы чем и когда есть время; выскребание сорняков везде, где видно что-то зелёное; ежегодная двухразовая копка; обрезка верхушек деревьев и т.д.

Мы с усердием делаем много такого, что приносит больше вреда, чем пользы, и чувствуем, при этом, удовлетворение от выполненного долга. Налицо ритуал!

Столь же востребованы культовые предметы. Главный из них — лопата, претерпевшая прогресс до мотоплугов и мотоблоков.

Среди ядов и всяких препаратов, думаю, процентов восемьдесят — культовые, так как эффекта почти не дают и обнадёживают нас именно яркостью этикеток.

Очень много ритуального среди импортной техники. Например, ручной электрокультиватор с вращающимся диском на конце: рыхлить обычной тяпкой (о бритве не говорю!) гораздо удобнее и быстрее.

Магазины садовых товаров вполне могут затмить эстетическим эффектом иной храм.

Главные боги пантеона — Наука, Трудолюбие, Усердие и Порядок, в смысле чистоты, и чтоб «как у всех». Стоит, по-моему, призвать к ответу этих богов. И пересмотреть многие их догматы. Например:

Чем больше копать и рыхлить, тем лучше почва. Если мало органики и нет естественной структуры, рыхление и копка есть борьба с потерей структуры, в результате копки и рыхления.

Чистая земля — это голая земля. Голая земля — это умирающая земля. Стационарные грядки снимают вопрос о чистоте участка. Они могут располагаться прямо на газоне.

Единственный источник питания — это удобрения. Если бы это было так, растения в природе вымерли бы. Кроме того, минералка почти не усваивается, а вредит растениям, если нет органики, воздуха и оптимума влаги в почве. Применять её надо умеючи и аккуратно.

Проблему вредителей и болезней решают химикаты. Химикаты поддерживают и раздувают эти проблемы. А решаются они экологическим разнообразием среды и мощностью растений. Химикаты следует употреблять крайне осторожно и только в самом крайнем случае.

Корни задыхаются под мульчой. Наоборот, корни задыхаются без мульчи, от уплотнения верхнего слоя рыхлимой почвы.

Химия может решить проблемы урожайности. Во-первых, искусственные препараты — это борьба с ослаблением растений, и, прежде всего, надо перестать их ослаблять.

Во-вторых, любой препарат работает тем эффективнее, чем выше агротехника. А без агротехники не сработает ничто.

Всё искусственное — дополнение к высокой агротехнике, а не самодостаточная ценность!

Можно причислить к мифам последнего десятилетия и убеждение в том, что все покупные семена — всхожие и сортовые.

Наше мышление, как уже упоминалось, имеет свойство шараханья: если не так, то обязательно наоборот.

Если не чёрное, то только белое и никаких других цветов! Из таких шараханий состоит и история науки.

Пожалуйста, не нужно поддаваться этому маятнику. Учтём: если что-то объявляется неверным, то, чаще всего, неверно и противоположное.

Чаще всего неправы оба спорщика, а истина — где-то над обоими. Не ориентируйтесь на крайности! Вычленяйте суть.

Например: химия не решит проблему болезней. Это значит: как вера в панацею химии, так и вера в то, что её вообще нельзя применять — не решение проблемы.

Решением будет создание мощных растений с сильным иммунитетом. Основные меры для этого — структурирование почвы, повышение содержания органики, разумный полив. Тут не исключена и помощь химии — если есть нужда.

Мне остаётся процитировать свою проповедь из «Умного сада в подробностях»:

«Прихожане! Давайте признаем, что хитрые божества нашего пантеона как-то недобросовестно относятся к своим обязанностям: прогуливают практические занятия, халтурят, бурно возлияют и уклоняются от ответственности (это — грех всех богов!).

В результате, за отчётный полувековой период, наши дачи так мало напоминают сады Эдема, что даже больше похожи на какие-то чистилища.

Посему, посвящаю всех желающих в новую веру: не верьте, братия, ничему, кроме глаз и рук своих! И никому, кроме тех, кто успешен и счастлив. А, ещё пуще, верьте себе.

Примите в свой пантеон Опыт, Интерес, Наблюдение и Намерение. Эти молодые боги не дадут скучать. Хороши они уже тем, что их трудно сделать предметами слепой веры. Ибо, воздаётся-то нам по вере нашей. А вот, успехи от дел наших проистекают.

Аминь».