Основные этапы и формы процесса познания

 

Высшие формы отражения, используемые животными связаны с появлением у живого существа достаточно дифференцированной нервной системы. На основе последней и возникает ощущениеотражение отдельных свойств предметов и процессов окружающего мира.

Ощущение возникает в процессе эволюции жизни на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфические органы чувств. Ощущение многих других свойств объективного мира, например формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя, возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств. Органы чувств ориентированы в своей специализации на отражение различных физических и химических свойств – тепла, света, твердости, звуковых колебаний, химического состава (вкус и запах). Отсутствие у простейших животных дифференцированных органов ощущения сопряжено с отсутствием или примитивностью специального органа анализирующего и синтезирующего различные ощущения. Так, земляной червь имеет лишь один орган отражения свойств окружающего мира – кожу. Тепло, влажность, звуковые колебания, свет – все это ощущается им через осязательный орган. Обработка тактильной информации производится такими животными с помощью ганглия – узла нервных окончаний, являющегося предтечей мозга.

По своему механизму ощущение животного качественно не отличатся от ощущения человека. Однако между ощущением как формой отражения и ощущением как формой познания существует существенное различие, о чем пойдет речь ниже.

Более высокая степень дифференциации органов ощущения связано у животных с наличием головного ганглия - мозга, количество нейронов в котором на порядок превосходит этот же показатель для телесных периферических ганглиев. Благодаря мозгу такие животные (этот уровень представляют прежде всего насекомые) обладают зрения осязанием, обонянием, вкусом, слухом и гидротермическим чувством. Мало того, они способны интегрировать отдельные ощущения в восприятие. Восприятие - целостный наглядно чувственный образ предметов и процессов окружающего мира, - системный синтез ощущений. Насекомые, как показывают результаты энтомологических исследований муравей не только видят и слышат, обоняют и осязают предмет, но воспринимают его как нечто обособленное от других, целостное, системное единство свойств (палочка, гусеница, другое насекомое и т.п. различаются не по одному только свойству, но по различию конкретных сочетаний свойств). Поведенческие реакции насекомых отличаются большим разнообразием и сложностью именно благодаря восприятию.

Однако только высшие животные, обладающие развитым головным мозгом (с выделением коры) способны осуществлять отражение внешнего мира на уровне представления – сохраненного в механизме памяти восприятия, которое может быть воспроизведено в отсутствии отраженного предмета.Представление -высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. Поэтому оно служит основой жизнедеятельности высших животных, способных запоминать не только внешний образ отдельных предметов, но и процессуальную связь – взаимодействие между предметами и процессами. Например, многие животные начинают вести приготовление запасов корма при появлении первых признаков зимы. В экспериментах с такими животными искусственное создание подобных условий приводит к аналогичным действиям.

Для человека (и, как показывают исследования последних десятилетий, шимпанзе и дельфина) именно представление служит основанием выработки понятия. Представление — вспоминающее созерцание – переходное звено между созерцающим и мыслящим сознанием. Анализ представлений позволяет выяснить объективно общее, присущее разным предметам и произвести синтез, зафиксировав эту общность в первом элементе мысли – понятии. Так, сохраненные в механизме памяти восприятия различных деревьев являются основанием понятия «дерево».

Очень важно не смешивать понятие со словом, его фиксирующим. Слово – настоящий “дом” понятия, а система слов (язык) – “дом” мышления. Однако как человек может проживать в различных домах, так и понятие может быть выражено различными словами.

Понятие – мысль, отражающая общие и существенные (существенно общие) признаки определенной совокупности предметов, процессов, моментов действительности.

Так, понятие “яблоко” отражает существенные признаки всех яблок. Ясно, что в этот состав не входят такие признаки, как “красное” или “желтое”, так как яблоки бывают и других цветов, или “сладкое”, так как яблоки бывают и кислыми. Мысль отвлекается от несущественного и частного и тем самым уходит от конкретно-чувственного к абстрактно-рациональному.

В понятии сознание человека поднимается до высшего уровня абстракции, сохраняющегося во всех остальных формах мысли.

Следующая форма логического отражения и, вместе с тем, форма познания – суждение.Суждение – это мысль, в которой, на основании связи понятий выявляется свойство, отношение, признак, раскрывающие содержание одного из понятий.При этом суждение обязательно должно содержать утверждение или отрицание наличия свойств, отношений или других признаков у данного понятия. Последнее обстоятельство помогает понять, что далеко не каждое предложение представляет суждение. Не являются суждениями все вопросительные (в том числе и риторические) и множество предписывающих какое-то действие или бездействие, побуждающих предложений. Например, высказывание "Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?" (А.С. Пушкин) не является суждением, так как не содержит ни утверждения, ни отрицания и, хотя и представляет риторический вопрос, ответ на который был известен (во времена А.С. Пушкина). Не суждения и высказывания типа "Пешеходы! Переходите дорогу только по зеленому сигналу светофора!"; "Уважайте труд уборщиц!"; "Следует регулярно посещать зубного врача"; "Никогда не разговаривайте с неизвестными!" (М. Булгаков) и тому подобные.

Связь суждений, в которой образуется новое суждение, называется умозаключением. Всякое умозаключение содержит посылки – суждения, из которых выводится заключение, и собственно заключение – выводимое суждение. Для того чтобы сделать вывод, необходимо, чтобы посылки были связаны какой-то общей мыслью.

Соотношение уровня общности посылок и заключения определяет три основных типа умозаключений: дедукция, индукция и традукция.

Дедуктивное умозаключениечаще используется и в теории и в практике.

Дедукция – умозаключение, в котором из более общего суждения выводится менее общее. Часто можно встретиться с определением дедукции как рассуждения от общего к частному, но это не соответствует реальным дедуктивным умозаключениям. Например: “Люди должны быть честными. Продавцы – люди. Следовательно, продавцы должны быть честными”. Все суждения, составляющие данное дедуктивное умозаключение, – общеутвердительные. В таких случаях рассуждение идет не от общего к частному, а от более общего к менее общему.

Однако дедукция дает в познании сведения относительной новизны.

Полученные в дедуктивном выводе данные являются распространением уже известного закона на конкретные случаи его проявления.

Знания принципиальной новизны можно получить только используя логически противоположное умозаключения – индукцию. Индукция - умозаключение от менее общего в посылках к более общему в заключении. Например: “Металлурги высказываются за укрепление экономического единства нашего общества. Работники газовой промышленности высказываются за укрепление экономического единства нашего общества. Работники лесной и деревообрабатывающей промышленности высказываются за укрепление экономического единства нашего общества. Шахтеры высказываются за укрепление экономического единства нашего общества. Железнодорожники высказываются за укрепление экономического единства нашего общества... Следовательно, большинство работников производительной сферы – за укрепление экономического единства нашего общества”. Налицо переход от общих суждений к общему выводу, различие лишь в степени общности. В индуктивном выводе большая степень общности всегда принадлежит выводу, заключению, в дедуктивном – одной из посылок.

Существует еще один тип умозаключения, который применяется не так уж редко, но в учебниках по логике почти всегда опускается. Рассмотрим задачу: “Мне позвонила по телефону женщина, – рассказывает Мария, – и удивилась, что я не узнала ее голоса: ведь теща ее отца – моя мать. Тут я в свою очередь удивилась: ведь я – единственный ребенок у своих родителей”. Кто позвонил Марии? Решение задачи просто. Теща отца – бабушка позвонившей и мать Марии. Так как Мария – единственный ребенок в семье, ей звонила ее дочь. Произведенный вывод – пример традуктивного ("традукция" – перемещение) умозаключения, в котором степень общности суждений-посылок и суждения-вывода одинакова.

Понятие, суждение и умозаключение являясь формами познания, вместе с тем представляют элементы мышления. Произведенный выше анализ позволяет дать следующее определение мышления:

Мышление – это отражение в абстрактно-субъективном – понятиях, суждениях, умозаключениях сущности конкретно-объективных отношений в окружающем человека мире, в связи человека и мира, во взаимодействии людей.

Понятие сознание шире по объему, чем понятие мышление, так как представляет единство эмоционально-образного и рационального в отражении человеком окружающего. Например, понимание мира художником, композитором, писателем обязательно проходит через врата чувств, через эмоции. Где нет высокого чувства, там нет и восприятия искусства. Мышление же являет собой логику сознания, рациональную ее часть.

Эмоциональную и рациональную составляющие сознания можно различать и по уровню абстрактности. Ясно, что эмоция не может быть абстрактной – нет гнева вообще, есть лишь гнев по определенному поводу, нет страха вообще, есть лишь страх перед чем-то конкретным (за исключением навязчивых состояний в случае психопатологии). Мышление же – оперирование абстрактными понятиями.

Связь эмоциональной и рациональной сторон сознания раскрывается как связь чувственных и логических форм познания. Неразрывность этой связи проявляется уже на уровне ощущения. Ощущение как форма чувственного познания отличается от ощущения как формы отражения, присущей практически всем животным, тем, что в чувственном познании мы не только не только ощущаем, но и понимаем ЧТО ощущаем. Таким образом, ощущение в познании выходит на уровень рационального, осознается в понятии.

Например, ощущение твердого соединяется с понятием «твердое», ощущение горячего, с понятием «горячее» и т.п. Если данное конкретное ощущение мы не можем соединить не с одним понятием нашего мышления, то мы не понимаем ЧТО ощущаем и ощущение остается на уровне отражения, не становясь моментом чувственного познания. С другой стороны, никакое понятие не образуется, если ему не предшествует чувственное отражение данного класса предметов, на основании которого и формируется понятие как мысль отражающая существенно-общее. Нельзя, конечно, смешивать процесс образования понятия с процессом обмена готовыми понятиями и суждениями, фиксированными в языке. В таком процессе основой служит раскрытие содержания понятия, его определение. Однако и определение понятия опирается на чувственный опыт тех, кому преподносится содержание нового понятия. Сказанное нужно отнести и к суждению, и к любому умозаключению.

Итак, связь между чувственными и рациональными формами познания носит неразрывный и двусторонний характер. Чувственные формы должны быть доведены до осознания в понятиях и суждениях, а последние не могут строится иначе как на материале чувственных данных.