Equisetum arvense L. - Хвощ полевой

Порядок Equisetales - Хвощевые

Класс Equisetopsida - Хвощевые

Отдел Equisetophyta — Хвощевидные

Занятие 15. Отдел Хвощевидные

ПорядокSelaginellales - Селагинелловые

Класс Isoetopsida - Полушниковые

Семейство Selaginellaceae - Селагинелловые

Selaglnella sр. – Плаунок

Литература: 1. Гордеева Т.Н. и др., 1986. С. 141-146.

2. Гордеева Т.Н. и др., 1971. С.

3. Иллюстрированная ботаника, 2002. С. .

4. Практикум, 2001. С. 57-58.

Рассмотреть и зарисовать:

1. Внешний вид спорофита плауна и селагинеллы (гербарий). Отметить стебель, боковые побеги, листья (филлоиды), стробилы (спороносные колоски), дихотомическое ветвление, типы листорасположения, листья (в т.ч. спинные и брюшные), ризофоры, придаточные корни.

2. Продольный разрез стробил плауна (микропрепарат, фиксированный материал). Отметить ось стробила, спорофиллы, спорангии.

3. Продольный разрез стробил селагинеллы (микропрепарат). Отметить ось стробила, микроспорофиллы, мегаспорофиллы, микроспорангии, мегаспорангии, микроспоры, мегаспоры, язычок (лигулу).

4. Споры (фиксированный материал). Отметить трехлучевой рубец.

5. Рассмотреть спорофиты различных видов плауновидных (гербарий). Отметить отличия в расположении стробилов и спорангиев, тип ветвления, форму и расположение филлоидов.

Материалы: гербарные экземпляры плауна булавовидного, п. годичного, дифазиаструма сплюснутого, баранца обыкновенного, селагинеллы сибирской, микропрепараты (стробилы плауна, селагинеллы), фиксированные стробилы плауна булавовидного, споры плауна.

Домашнее задание: подготовиться к письменной контрольной работе по теме занятия, вопросы для самостоятельного изучения темы и самоконтроля см. на странице 00.


Семейство Equisetaceae - Хвощевые

Литература: 1. Гордеева Т.Н. и др., 1986. С. 137-141.

2. Гордеева Т.Н. и др., 1971. С.

3. Иллюстрированная ботаника, 2002. С. .

4. Практикум, 2001. С. 57-58.

Рассмотреть и зарисовать:

1. Внешний вид спорофита (гербарий). Весенний побег (отметить стебель, мутовки листьев, стробил, корневище, придаточные корни. Летний побег (отметить мутовки боковых ветвей, узлы, междоузлия, листья).

2. Поперечный разрез стебля (временный микропрепарат). Отметить: Определить тип стелы и записать в альбом.

3. Продольный разрез стробила (микропрепарат). Отметить ось стробила, спорангиофоры, спорангии, ножку и щиток.

4. Стробил (фиксированный материал). Рассмотреть под бинокуляром отдельный спорангиофор. Отметить ножку, щиток, спорангии.

5. Споры. Приготовить временный микропрепарат и рассмотреть его без покровного стекла при малом увеличении микроскопа. Пронаблюдать движение элатер при изменении влажности. Зарисовать споры в сухом и влажном состоянии и отметить споры, элатеры.

6. Многообразие хвощевидных.

Рассмотреть гербарий предложенных видов рода хвощ; заполнить таблицу:

Вид Отличительные признаки
Equisetum sylvaticum L. - Хвощ лесной Equisetum hiemale L. - Хвощ зимующий  

Материал: микропрепараты (строение стробила), гербарные экземпляры хвоща полевого, лесного, лугового и зимующего, фиксированный материал стробилов и стеблей хвоща полевого, споры хвоща.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте характеристику отдела Хвощевидные.

2. Каковы отличия в происхождении листьев Хвощевидных и Плауновидных?

3. Охарактеризуйте цикл развития хвоща.

4. Расскажите об анатомическом строении стебля хвоща.

5. Какие признаки строения используются при диагностике хвощей?

6. В чем особенность строения спор хвощей?

7. Что такое спорангиофоры? В чем их отличие от спорофиллов плаунов?

8. Расскажите о значении хвощей в жизни человека.

Домашнее задание: подготовиться к тесту по теме занятия,вопросы для самостоятельного изучения темы и самоконтроля см. на странице 00.


Вопросы для самостоятельного изучения тем и самоконтроля:

Контрольные вопросы по теме: