Принцип историзма

 

Этот один из основных принципов исторической методологии. Он определяет особенности исторической науки как таковой.

Принцип историзма находится в центре структуры исторического познания, выражает особенности и своеобразие объекта исторического познания. Историзм – это принцип подхода к действительности как к изменяющейся (развивающейся) во времени. Само понятие историзма впервые проявляется в конце XIX века (это не значит, что историческую действительность воспринимали как изменяющуюся именно с этого времени). Историзм в этот период вводится как принцип, способ исторического мышления.

Представление о реальности как об изменяющейся категории восходит к античности. Исторические явления обладают определенными чертами:

- сходства

- повторяемость (это фундаментальное свойства истории у древних греков)

- отношение к причине - судьба.

Всё это воспринимается в рамках цикличности - главной методологической основы восприятия древними греками цикличности.

В средние века происходит отход от цикличности. На смену ей приходит линейное восприятие истории. Линия от сотворения мира до Страшного суда предполагает определенную прогрессивность. Конечная цель - достижение Царства Божьего. В христианской историографии существует четкое представление о связи времен. В эпоху средних веков ключевая категория - это вечность.

В эпоху Возрождения появляется деление истории на древнюю, среднюю и новую. Через определение этих этапов в ЭВ начали говорить о качественном своеобразии этих этапов, чего не было в предшествующие эпохи. Это стало фундаментом историзма.

В новое время происходит осознание своего своеобразия по отношению к предыдущим эпохам. Ж.-Б. Вико: через его концепцию проходит идея органического развития (см. лекции по историографии). У всех народов есть одна общая идеальная система развития. Она носит поступательно-прогрессивный характер. Через такой подход Ж.-Б. Вико пытается уловить единую объединяющую нить в хаосе событий. Он сравнивает различные периоды. Взаимоотношения между людьми строятся по принципу зависимости, причем в разные периоды времени. "Природа вещей - нечто иное. Вещи возникают с определенных времен и в определенных условиях и являются следствием совершенно определенных условий" (!). Определенные вещи возникают при определенных условиях. Т.е. мы можем говорить о причинно-следственных связях. В концепции Вико в методологическом плане можно выделить категории общего, повторяющегося, индивидуального, неповторимого. Но как историк Вико тяготеет к вещам повторяющимся. Они помогают соотносить объекты разных времен и создавать структуру исторического развития.

Эпоха Просвещения. Ключевой категорией становится понятие не развития реальности, а изменения. История воспринимается к возврат к более лучшему прошлому. Гердер (см. лекции по и/г): вводит и обосновывает идею прогресса. Она реализует себя в двух направлениях: в национальном характере и в культуре. Каждый народ вносит свое индивидуальное в историческое развитие. В центре внимания Гердера попадают категории индивидуального, неповторимого, но Гердер индивидуальное и неповторимое вписывает в общую канву единого развития. По Гердеру общее в истории существует в форме особенного, индивидуального и неповторимого.

Большую роль сыграла концепция Гегеля (см. лекции по и/г). В рамках концепции выделяется проблема и попытка осмыслить и решить ее - несовпадение заявленных целей людей и результатов. Проблема соотношения общего и индивидуального, где роль индивидуального все более и более возрастает.

Савиньи и Ранке. Утверждают, что история - это сфера индивидуального. Именно сравнение позволяет делать не просто описательные выводы, в делать оценочный анализ. Главное, по их мнению, - это изучение своеобразия явления. Чем больше это своеобразие познается, тем меньше ученый приближается к пониманию общего. Ранке: история - это совокупность индивидуальных явлений => понимание истории возможно только через понимание индивидуального, конкретного времени. Категории, которые были приняты в определенное время, должны определять настоящее. Тем не менее, в истории действуют одинаковые основные силы, но всюду различное их сочетание (эта идея не получила развития в их трудах).

Теодор Момзен. Проводил параллели между древним миром и Германией XIX века. Он находил общие капиталистические черты в Древнем Риме и в Германии. В частности, наличие пролетариата, денежного хозяйства. Момзен воспринимал и вводил в свои труды категории общего.

К концу XIX века складывается общее представление о принципе историзма, которое включает в себя необходимость анализировать природу изучаемых явлений с точки зрения общего, повторяющегося и индивидуального в их единстве. Сложность самой проблемы определили два момента:

- введение термина "историзм" и теоретическое его обоснование

- акцент на интуиции и воображении в процессе понимания исторических явлений.

Интуиция и воображения - важные составляющие историзма, но они субъективны.

Мейнеке: историзм - это принцип научного мышления. Это суть, основа исторического мышления. основное содержание историзма реализуется в двух направлениях:

- в идее индивидуального

- в идее развития.

Индивидуальное - это выражение характера, природы явления. Общее - это разновидность индивидуального, это высшая форма индивидуального. В развитии обнаруживается индивидуальное. Причем для Мейнеке развитие - это не прогресс или регресс, а процесс изменения. "Процесс изменения, не поддающийся вполне рациональному объяснению и соприкасающийся с областью метафизических тайн". Историмз понимается Мейнеке как одна из величайших духовных революций, как важное условие становления истории как науки.

Эрнст Трёльч. Подходит к значимости историзма через призму кризиса исторической науки своего времени. Если мы хотим воспринимать человека как такового, мы должны воспринимать его исторически, что позволяет сделать принцип историзма. Трёльч соотносит принцип историзма и натурализма. Натурализм охватывает всю действительность, которая определяется через закономерности. Трёльч пытается объединить естественные и гуманитарные науки на базе историзма. Историзм и натурализм дополняют друг друга, что проявляется в философии природы и философии истории.

В современной исторической науке историзм является одним из принципов исторического познания. Качества историзма:

- любое событие рассматривается в развитии. Развитие – это изменение, несущее новое качество (?)

- необходимость выделять сущность развивающегося события

- проблема соотношения исторического и логического => Логическое предполагает привлечение абстрактных категорий.

 

ЛЕКЦИЯ ПРОПУЩЕНА