Средства массовой информации

Финансовые рынки

Большинство компаний так или иначе связано с финансовым рынком. Во-первых, компании регистрируют свои акции и облигации на основных биржах. Во-вторых, инвесторы и кредиторы получают пред­ставление об эффективности и перспективах компаний через опубли­кованные финансовые отчеты, для составления которых фирмы часто нанимают аудиторов и финансовых консультантов. В-третьих, оцен­ку рыночной стоимости компании проводят финансовые консалтин­говые агентства типа Moody's, Dun & Bradstreet и Standard&Poors. И наконец, компании размещают свои средства и ведут все расчеты через различные банки и финансовые компании.

Все вышеназванные финансовые институты очень настороженно относятся к любой информации относительно политики инноваций, так как напрямую заинтересованы в рентабельности, стабильности, прибыльности компаний — основных показателях, в первую очередь снижающихся на стадии внедрения инноваций. Тем самым финансо­вые институты вынуждают менеджеров принимать решения, касаю­щиеся создания благоприятных текущих условий функционирования.

Нейтрализовать такое сопротивление можно, по-видимому, путем четкого планирования инновационного процесса и создания доступ­ной системы информации относительно будущих выгод от внедрения инноваций не только для фирмы, но и для ее кредиторов и финансо­вых контрагентов.

 

Журналисты и корреспонденты не просто освещают те или иные факты, но и активно интерпретируют события, происходящие на фир­мах, и при этом оценивают перспективы их развития. Часто такая интерпретация носит выраженный негативный характер, так как об­щественное мнение более подвержено воздействию негативной ин­формации.

Выходом из данной ситуации является стимулирование СМИ для позитивной оценки нового товара, слияния, реорганизации и т.д. Основными методами здесь становятся презентации, пресс-конферен­ции, дегустации или рассылка образцов продукции.

 

Государственные институты

Государство в лице правительства, министерств и ведомств является одновременно и стимулирующим фактором инноваций (например, экологическое законодательство устанавливает нормы, вынуждающие компании использовать более экологичные и менее энерго- и ресурсоемкие производства), но и сильнейшим барьером на их пути.

Политика ограничения конкуренции и субсидирования отдельных областей экономики часто приводит к пассивному отношению к но­ваторству со стороны рыночных субъектов. Во многих странах, вклю­чая Россию, государственная поддержка таких отраслей, как связь, транспорт, медицина, пищевая промышленность, приводит к инерт­ности и отсутствию инновационной активности фирм. Для этих ком­паний перестает быть актуальной проблема выживания — одного из главных стимулов инноваций. Такая ситуация приводит к серьезно­му снижению конкурентоспособности в периоды либерализации эко­номики и ее дерегулирования.

В качестве примера можно привести авиационную отрасль США. В период с 1938 до 1988 г. Американское бюро гражданской авиации (CAB):

¨ контролировало степень конкуренции;

¨ определяло воздушные трассы;

¨ устанавливало уровень заработной платы;

¨ накладывало ограничения на заключение различных сделок;

¨ обеспечивало денежные ассигнования;

¨ оберегало фирмы от излишней конкуренции.

Этими действиями CAB освобождало компании от проблемы вы­живания и новаторства. Из-за снижения уровня зарплаты в период дерегуляции, начиная с 1990-х гг., многие авиационные фирмы оказа­лись банкротами, слияния в данной отрасли закончились провалом, уровень качества авиауслуг значительно упал, что мгновенно отра­зилось на прибылях. Очевидно, что в данной отрасли на ситуацию активно повлияло правительство, создав структуры, отделенные от конкуренции и соответственно не нуждающиеся в стратегических ин­новациях. Оказавшись без мощного покровителя в лице государства, многие крупные авиакомпании не были способны к проведению ка­ких-либо инноваций для поддержания конкурентоспособности.