Внешнее сопротивление

Процесс принятия решений

Если на фирме существует практика так называемого авторитарного или единоличного принятия решений, то присущий любому человеку, а значит, и руководителю субъективизм может явиться сильным тормозом инноваций.

Предположив, что перед руководителем предстал полный объем информации относительно внешней среды, можно утверждать, что восприятие разными руководителями этих сведений будет неодно­значно. Американский научно-исследовательский институт проводил следующие исследования: пяти руководителям различных автомо­бильных фирм предоставили отчет об изменении конъюнктуры рын­ка автомобилей и предложили разработать новую стратегию поведе­ния их фирм в этой ситуации. Результат оказался непредсказуемым: двое приняли решение о диверсификации продукции, один руково­дитель решил изменить ценовую политику, еще один — освоить вы­пуск уникальной «модели будущего», а последний исполнительный директор счел изменения на рынке несущественными и никак не среа­гировал на них. При этом надо заметить, что все выбранные фирмы имели примерно одинаковые ресурсы, положение на рынке и иден­тичную продукцию.

Таким образом, на решение менеджера во многом влияют его субъективные характеристики: мировоззрение, стиль жизни, амбиции, тип личности и т. д.

Очень часто неся бремя ответственности за авторитарные реше­ния, руководители склонны преувеличивать значимость инноваци­онных проектов даже после явных провалов и потерь, вкладывая все новые и новые средства в не оправдавшие себя стратегии. Происходит это, по-видимому, из-за того, что руководство хочет доказать свою персональную правоту и себе и подчиненным.

Область специализации менеджера сильно влияет на его отношение к изменениям внешней среды. Менеджеры по марке­тингу, продажам, по продукту или региону в первую очередь воспри­нимают изменения объема продаж и соответственно, невзирая на за­траты, пытаются поднять уровень товарооборота. Производственные менеджеры склонны к рационализму, их скорее заботит окупаемость и прибыльность, нежели доля на рынке. Финансовые менеджеры строго фокусируют свое внимание на финансовых потоках и наличии чистых активов.

Получив информацию, каждый руководитель, как говорилось вы­ше, воспринимает ее по-своему. Для одних фирм глобализация озна­чает возможность роста, для других — явную угрозу бизнесу.

Любая организация действует в окружении других субъектов рынка и, естественно, испытывает определенное воздействие с их стороны. Можно выделить пять групп рыночных субъектов, активно влия­ющих на эффективность осуществления инноваций на фирме: финан­совые институты, средства массовой информации, образовательные учреждения, рынок трудовых ресурсов и государственные законода­тельные институты.