Сущность понятия «конфликт»

Сущность понятия «конфликт»

Формы и виды конфликтов

Некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт

4) Способы устранения конфликта

 

Сущность понятия «конфликт»

Конфликты возникают в любых человеческих взаимоотношениях, и отношения «учитель — ученик», «учитель-учитель» здесь не являются ис­ключением.

По данным педагога-исследователя З.К. Шнекендорфа, из 100 кон­фликтов между учителями и учениками в школе 69 возникают по вине учи­телей. 23% учащихся 6-11-х классов считают, что в школе нарушаются их права. 15% указали на постоянное грубое, унижающее их обращение со сто­роны учителей. Заболевания, вызываемые действиями учителей, составляют 35% всех детских неврозов.

Практически все люди, когда они думают о конфликтах, мыслят в тер­минах «победа», «поражение», эта ориентация превалирует и в школе. Мно­гие учителя считают, что они могут быть только строгими или попуститель­скими, твердыми или мягкими, разрешать или запрещать. Взаимоотношение с учениками воспринимается как непрерывная война, соревнование. Вполне понятно, что и школьники считают педагогов своими естественными врага­ми - диктаторами, которым нужно сопротивляться, либо «тряпками», об ко­торых можно вытирать ноги.

Культура разрешения конфликтов имеет большое воспитательное и дидактическое значение. Для того чтобы дать характеристику любому явле­нию, необходимо изучить комплекс внутренних и внешних связей, их взаи­мозависимость. С научной точки зрения важно выделить и четко определить содержание терминов, с помощью которых описываются те и ли иные зако­номерности. К основным конфликтологическим понятиям можно отнести: противоречие, конфликт, конфликтную ситуацию, инцидент. Рассмотрим их.

Конфликт - (латинское слово - столкновение) процесс резкого обост­рения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.

Признаки конфликта:

· Дискомфорт - интуитивное ощущение, что что-то не так.

· Недоразумение — мы делаем ложные выводы из ситуации, чаще всего

из-за отсутствия понимания.

· Напряжение - состояние человека, когда искажается восприятие другого человека и его действий, взаимоотношения обременяются весом нега­тивных установок и предвзятых мнений, чувство к оппоненту значитель­но изменяются к худшему.

· Кризис - человек в своем воображении, а иногда и на самом деле, стано­вится способным на крайности.

· Инцидент - какая-то мелочь (реплика, взгляд, реакция), которая может вызвать раздражение или волнение, через несколько дней она нередко забывается, но возможно послужит началом борьбы между участниками конфликта.

Конфликт возникает тогда, когда есть участники (или инициаторы кон­фликта), противоречия, конфликтная ситуация, инцидент.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого проти­воборства сторон в силу возникающих противоречий.

При взаимодействии людей всегда существуют противоречия:

· Мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

· Взглядов, убеждений:

· Понимания и интерпретации информации;

· Ожиданий, позиций;

· Оценок и самооценок;

· Знаний, умений, способностей;

· Эмоциональных и психических состояний;

· Целей, средств, способов осуществления деятельности.

Перед наступлением конфликта, когда утрачивается равновесие в классе, происходит нарушение общения.