БАЛИ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Китайские сообщения эпохи династии Тан неизменно упоминают об острове, расположенном к востоку от Хэлин. Обычаи жителей жтого острова весьма схожи с обычаями Хэлин, население его собирает обильные урожаи риса, пишет на пальмовых листах, умерших там погребают с золотыми украшениями, а потом сжигают, умастив благовониями. В «истории новой династии Тан» это остров называется Поли, в «Чжуфаньчжи» — Мали. Судя по географической ориентации и сходству описания обычаев с индуистско-балийскими обрядами, речь действительно идет о Бали.

После сообщений танской эпохи внешние сведения о Бали долгое время отсутствуют, и сравнительную редкость письменных упоминаний об острове можно расценивать как доказательство того, что земли эти лежали в стороне от главных морских путей. Связи с Явой и, вероятно, восточноиндонезийскими областями, должны были здесь играть более определенную роль, чем самостоятельное участие в торговле с Китаем и другими странами.

Из внутренних источников балийского средневековья надо назвать те, которые указывают на атрибуты классового общества уже к VII—VIII вв.: это надписи религиозного содержания на санскрите и глиняные печати с буддийскими санскритским изречениями, связанные с какими-то культовыми постройками типа ступы. Само наличие этих следов распространения буддизма не случайно. Здесь, как на других островных территориях вблизи Явы и Суматры, это можно расценить как оформление идеологии классового общества.

Судя по надписям на древнебалийском языке, содержащим королевские указы о дарениях храмовым общинам и относящимся к 882 – 891 гг., центр одного из балийских государств в конце IХ в. находился в Сингхамандаве. Король (его имя неизвестно) являлся, очевидно, верховным собственником-распорядителем земли и ресурсов государства. По его приказу были выделены земли ля строительства буддийского монастыря, и монашеская община освобождалась от ряда налогов, государство регулировало использование выморочного имущества монахов. Королевская власть практиковала также частичное освобождение от налогов духовенства и храмовых общин при вновь создаваемых культовых центрах – святилищах Бога Огня и других высших официально признанных балийских божеств. При этом королевские чиновники проводили часть ритуалов и следили от имени монарха за передачей собственности, наследуемой храмами от духовенства. С ХI в. известен культовый центр балийского королевства на берегу священного озера Батур в горной северно-восточной части острова, где под контролем центральной власти совершались обряды в честь божества Бхатара Да Тонда.

Не позднее 913 г. в королевстве, которое по названию столицы можно именовать Сингхамандава, пришла к власти династия Вармадевы. В 913—915 гг. монарх этой династии Кешаривармадева вел войны за подчинение внутренних районов острова и близлежащих малых островов и свои победы отметил надписями-реляциями на камнях (джаястамбха). О правлении этого балийского монарха практически ничего не известно. Но из его надписей следует, что в этот период государство продолжало осуществлять контроль за деятельностью и имуществом храмов и духовенства (бхикшу), оставляя за собой право определять границы храмовых владений, степень их налогообложения, распоряжаясь лесными угодьями, где с позволения королевской администрации основывались новые монастыри. Духовенству, отправлявшему культ Бога Огня (Хьянг Апи), принадлежали скот, рабы, золото и серебро, а храмам божества Хьянг Тонда — рисовые заливные поля и сады.

Шиваитское и буддийское духовенство представляло две ведущие религиозные группы, однако шиваитское было более многочисленным и влиятельным и было теснее связано с идеологией священства королевской власти. Кешаривармадева, судя ко его тронному имени, возводил свое происхождение к мифическому предку, культурному герою балийских преданий Миу Кутурану.

Отношения с яванским государством Матарам при Кешаривармадеве неясны, но есть основания полагать, что балийский монарх был вассалом или даже своего рода наместником яванской короны.

В 915—942 гг. в Сннгхамандаве правил новый король, не принадлежавший к династии Вармадевы, Уграсена. Он присвоил себе титул рату, что может рассматриваться как отражение его устремлений на независимое от Явы положение. Культурное влияние Явы, ее языка и обычаев, несомненно, было значительным, но нет определенных свидетельств политической зависимости от яванского государства.

Вслед за Уграсеной балийский трон вновь занимают короли с тронным именем, включающим имя Вармадевы. В 955—966 гг., судя по надписям, это был Табанендра Вармадева, хотя за этот период есть еще одного короля — Джаясингхи Вармадевы (960), который, вероятно, на какое-то время захватил престол. Последовательный ряд правителей в X в, полностью неизвестен, и не исключена возможность острой борьбы между различными представителями рола Вармадевы. В 983 г, у власти находилась правительница с титулом махарджа и тронным именем Виджаямахадеви, которая считается связанной с яванскнм королевским домом Матарама. При ней надписи приводят яванские наименования государственных чиновничьих должностей. В отличие от этой королевы, предыдущие и последующие монархи балийского государства носили титул рату, а впоследствии хаджи. В 985 г. правил рату Джаясадху Вармадева. Он, как и его предшественники, совершал дарения земли и имущества в пользу храмовых владений.

В конце X в. стали более тесными связи балийского государства с яванской королевской семьей Матарама, Образовался междинастический альянс. В 989 г. в Сингхамандаве короновался Дхармодаяна Вармадева, который заключил брак с матарамской принцессой Махендрадаттой. Оба они стали править на Бали с титулом рату. Вплоть до 1001 г. имя этого короля встречается в надписях вместе с тронным именем его жены— Гунаприйядхармапатни, которая, по всей вероятности, играла весьма существенную, если не главную, роль в делах королества. Существует обоснованное мнение, что от этого яванско-балийского междинастического брака родился Аирлангга, махараджа Матарама, который правил в яванском государстве в 1019—1042 гг. и прославился борьбой за его объединение после трагического поражения от Шривиджаи и ее вассалов.

Насколько существенными были, в это время политические и религиозно-идеологические связи Бали и Явы, может свидетельствовать тот факт, что на Восточной Яве ко времени начала правления Дхармодаяны на склоне священной горы Пенанггунган был возведен знаменитый культовый комплекс ритуальных бассейнов и святилищ — Джалагунда, относящийся к обожествлению предков этого короля, В языке официальных актов важное место занял древнеяванский. Получают распространение, как и на Яве, монументальные культовые статуи, возводившиеся над местом погребения пепла монарха и связанные с культом династических предков. Балийская монументальная архитектура начинает испытывать вдияние яванских образцов культового зодчества. Вместе с тем традиционный характер балийских построек (пура, меру) выявляет самобытность и ряда архитектурных форм и лежащих в их основе религиозно- мифологических представлений.

Особенности государственного управления и высшей администра­тивной системы балийского королевства опирались как на местные, автохтонные, так и на индояванскне традиционные формы. Во второй половине IX—X вв. при монархе существовал Высший совещательный совет (панглапуан), в который входили крупные чиновники (сенапати) и главы шиваитского и буддийского духовенства. Гражданская адми­нистрация, представленная сенапати различного ранга и всевозмож­ных функций, со временем усложнялась и росла количественно. Однако светские чиновничьи функции были и у духовенства, чаще шиваитского (с титулом ачарья), реже у буддийского (с титулом упадхъяя). В то же время и сенапати, и религиозные чипы выполняли приказы короля об организации строительства новых храмов.