ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА.

ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА

Центровка валов

 

Необходимым условием является соосность. При отсутствии соосности нарушается нормальная работа агрегата, в результате чего появляется вибрация, которая вызывает ускоренный износ подшипников. Операцию по приведению валов соосности называют центровкой.

Для сборки и установки механизмов существует общее правило: вначале монтируют или устанавливают по чертежу основной приводимый механизм, а затем электродвигатель. Вал электродвигателя прицентровывают к валу основного механизма.

Редуктор прицентровывают к основному механизму или электродвигатель к редуктору. Соосности валов добиваются во всех случаях, изменяя положение прицентрованного механизма, а не ранее установленного, а затем двигателя. После установки электродвигателя на фундамент, проверяют ось вала электродвигателя по оси вала механизма линейкой с клиновым щупом. В начале накладывают линейку на верхнюю образующую полумуфт и проверяют совпадение осей валов к вертикальной плоскости. Оси валов совпадают, если линейка плотно прилегает к обеим полумуфтам. Если обнаружен просвет, то электродвигатель поднимают вверх или опускают вниз и подкладывают остальные прокладки.

 

 

Ремонт червячной передачи. Червяк представляет собой вал с зубьями в виде винтовой линии. По числу винтовых линий червяки бывают одноходовыми и двухходовыми. При полном обороте одноходового червяка, колесо повернется на один зуб, в двухходовых – на два и т.д. Зубья на червячном колесе расположены на цилиндрической поверхности колеса под углом, соответствующему углу подъема винтовой линии червяка. В следствие непрерывного скольжения зубьев червяка по поверхности зубьев колеса, червячная передача работает на истирание, требует лучшей смазки и быстрее изнашивается, чем зубчатая передача.

Технология ремонта. Червячную передачу разбирают, отчищают от смазки, осматривают и исправляют мелкие дефекты, зачищают заусенцы на зубьях червяка и колеса, проверяют износ зубьев. Зубья колеса изнашиваются быстрее зубьев червяка, поэтому при нереверсивных передачах часто переворачивают колесо на валу, заставляя зубья работать не изношенным профилем. Если изношен червяк до предельных норм или червячное колесо, червячную пару заменяют. Если предельно изношен червяк, а колесо – нет, то заменяют червяк отдельно или наоборот.

 

 

В редукторах часто используют зубчатую передачу для уменьшения числа оборотов. Одно колесо большего диаметра, второе – меньшего. Износ зубьев цилиндрических колес проверяют штенген-зубомером. Предельный допустимый износ зубьев по толщине указан в инструкции. В случае значительного износа рабочей поверхности зубьев и односторонней нагрузки зубчатые колеса переворачивают, чтобы в зацеплении находился не изношенных профиль зубьев. Колеса с предельным износом зуба заменяют. При сборке валов с надетыми колесами проверяют параллельность осей валов и прилегание рабочих поверхностей зубьев. Правильно положение колес контролируют по отпечаткам краски на ведомом колесе, при вращении ведущего колеса на несколько оборотов, зубья которого с рабочей стороны покрыты тонким слоем краски. При вращении ведущего колеса на несколько оборотов одновременно притормаживают ведомое колесо, чтобы получить лучший отпечаток краски. По размеру и расположению отпечатка на ведомом колесе судят о качестве сборки зубчатой пары. Высота отпечатка должна быть не мене 60% высоты зуба.

 

 

Тема 11: «Ремонт ТДУ»

К центробежным машинам относятся дымососы и вентиляторы. Дутьевые вентиляторы изнашиваются меньше, чем дымососы т.к. рабочая среда в них имеет более низкие температуры и не запылена абразивными частицами. Лопатки рабочего колеса и кожух вентиляторов практически не изнашиваются, поэтому дутьевые вентиляторы разбирают значительно реже, чем дымососа.