X. Принципы построения системы УП
Философия организации - совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил поведения и взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации.
Философия организации разрабатывается и оформляется как нормативный документ. Необходимость ее:
- отношения между работниками должны регламентироваться общими для всех принципами и правилами, а все люди разные;
- новые работники быстрее воспринимают и адаптируются к существующим требованиям и ценностям;
- руководство организации проводит собственную кадровую политику, к-рая может отличаться от др. организаций;
- состав руководства, персонал меняются, но должна сохраняться преемственность в УП, все должны сосуществовать по общим сложившимся правилам;
различие в национальном составе, в религиозн. убеждениях диктует разное отношение к труду ® принципы д.б. обязательны для всех религий.
Док-ты, на основе к-рых разрабат-ся Философия организации:
- Конституция государства
- Гражданский кодекс
- Трудовой кодекс
- Декларация прав человека
- Колдоговор
- Устав организации
- опыт др. организаций
- стратегия кадр. политики в организации.
При разработке Философии организации учитываются:
- национальный состав работников
- тип, характер производства
- отрасль народного хозяйства
- численность организации
- вид собственности, состав акционеров (если есть)
- уровень культуры персонала
- степень благосостояния персонала.
Основные принципы Философии организации, разработанные японскими менеджерами:
1. выбор крупн. целей и постановка глобал. научно-технич. задач
2. патернализм (чувство одной семьи, пожизненный наем, планирование служеб. карьеры, фирменная одежда и т.д.)
3. развитие творч. инициативы и сознат. отказ от жесткого планирования.
Основные элементы Философии УП организации, применяемые на “Заволжском моторном заводе” (Н.-Новгород):
1. Приоритет в подборе персонала - жителям родного города
2. Формирование семейных династий
3. Поддержание высокого имиджа завода в СМИ, в администрации области, на рынке.
4. Высокая труд. и исполнит. дисциплина
5. Переход на международные стандарты качества продукции и работ (конференции по качеству, дни качества).
6. Непрерывное повышение квалификации работников, рост профмастерства.
7. Формирование требований к качествам работников: дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность и т.д. 8. Поддержание здорового образа жизни, работоспособности (мед. база, спорт. база).
9. Гибкая политика в сфере оплаты труда.
10. Превращение работников в собственников (Пенсионеры - также акционеры).
11. Социальный пакет (оплата дет. учреждений, компенсация расходов на питание, подарки к дням рождений и т.д.).
12. Сохранение и поддержка культурных и производств. традиций (Музей завода, Дом культуры, Совет ветеранов, Женсовет, Профком).
Особенности философии УП в различ. странах:
- английская философия УП - традиции нации, теории чел. отношений, уважение личности работника, доброжелательность, мотивация и поощрение достижений, систематич. повышение квалификации, обеспечение высок. качества работ и услуг, гарантии достойн. заработка
- американская философия УП - традиции конкуренции и поощрение индивидуализма работника, четкая ориентация на прибыль организации и зависимость личного дохода от нее. Характерна четкая постановка целей, высокая оплата труда, поощрение потребительских ценностей, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии
- японская философия УП - традиции уважения к старшему, коллективизм, всеобщее согласие, вежливость. Преобладает теория чел. отношений, преданность идеалам организации, пожизненный наем работников в крупн. фирмах, создание условий для эффективного коллективного труда.
При формировании философии УП российских организаций следует учитывать нашу специфику:
1. Россиянин ориентируется на природн. богатства, неисчерпаемость ресурсов.
2. Россиянин привык к цикличному труду (сельский труд). Интенсивно работает летом - зимой отдыхает).
3. Россиянин привык работать в коллективе. Коллективный труд для него эффективнее.
4. Россиянин мыслит себя в коллективе, в обществе.
5. В условиях формирования рынка надо делать ставку на поколение старше 30 лет.
6. Характер Россиянина противоречив, не поддается анализу.
7. Трудности с изменением стереотипов поведения Россиян в связи с изменением социально-экономических отношений в обществе. Процесс осознания этого идет медленнее, чем изменения в об-ве и экономике.
8. Россиянин живет в многонациональном об-ве, несколько конфессий ® необходимо воспитывать веротерпимость, уважение др. наций и народностей.
9. Необходим акцент на развитие личности. Помощь каждому конкретному человеку с его интересами и возможностями.
Принципы, определяющие требования к формированию СУП:
Принцип | Содержание |
Соответствие функций УП целям производства | Функции управления персоналом изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства. |
Первичность функций УП | Состав и качество функций УП определяют состав подсистем УП. |
Экономичность | Предполагает наиб. экономичную организацию СУП, снижение уд. веса затрат на СУП в общих затратах на ед. продукции (себестоимости) |
Оптимальность соотнош-я функций по организации СУП и УП | Определяет пропорции между функциями, направленными на организацию СУП, и функциями по УП. |
Перспективность | При формировании СУП необходимо учитывать перспективы развития О |
Комплексность | При формировании СУП необх. учитывать воздействие на СУ всех факторов (рынок труда, закон-во, состояние и перспективы О) |
Простота | Чем проще устроена СУ, тем лучше она работает (не в ущерб О) |
Научность | Формирование СУП должно опираться на современ. достижения науки в сфере управления |
Прозрачность | СУП должна строиться на единой концепции, на единых принципах для различн. функций УП, опираться на единую терминологию |
Иерархичность | Между различными по иерархии структурами управления должно осущ-ся взаимодействие, при к-ром объем информации “вверх” не совпадает с объемом идущей “вниз” |
Автономность | В любой ® должна обеспечиваться оптимальная (рациональная) автономность структур или руководителей |
Согласованность | Взаимодействие между вертикальными иерархическими звеньями, автономными звеньями должно быть согласованным |
Устойчивость | Для обеспечения устойчивого функционирования СУП необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», к-рые при отклонении от заданной цели организации ставят работника (подразделение) в невыгодное положение и побуждают его к регулированию СУП. |
Комфортность | СУП должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. (напр., выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное оформление документов с выделением существенной информации, их гармоничный внешний вид и т.д.) |
Многоаспектность | УП может осущ-ся по каналам - адм.-хоз., правовому, экономическому и т.д. |
Принципы, определяющие требования к развитию СУП:
Концентрация | 1. Концентрация усилий работников отд. структуры или всей СУП на реализации одной или неск. задач 2. Концентрация однородных функций в одном из подразделений СУП |
Специализация | В формировании отд. структур, специализирующихся на выполнении однород. функций |
Гибкость | Приспособляемость СУП к изменению состояния объекта, условиям его деят-ти |
Непрерывность | Отсутствие перерывов в работе СУП |
Ритмичность | Выполнение одинакового объема работ в равные временные сроки и регулярность повторения функций по УП |
Преемственность | Единая нормативно-методическая база при проведении работ по совершенствованию СУП на разных ее уровнях и различными подразделениями СУП |
Прямоточность | Упорядоченность и целенаправленность прохождения нужной информации для выработки и принятия определенного решения |
XI. Цели и функции системы управления персоналом
Совокупность целей:
1. Экономическая - получение прибыли от реализации продукции и услуг
2. Научно-техническая - обеспечение необходимого научно-технического уровня продукции и разработок, повышение пр-ти труда за счет совершенствования технологии:
а) обеспечение требуемых технич. характеристик разрабатываемой продукции:
- организация перспективных НТ разработок
- сокращение цикла “исследование - производство”
б) обеспечение качества продукции (услуг):
- технич. совершенствование произв. процесса
- обеспечение высокого качества труда
в) реализация НТ продукции:
- маркетинг НТ разработок
- соответствие плана разработок НТпотенциалу организации
3. Производственно-коммерческая - производство и реализация продукции и услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью:
а) обеспечение качества продукции (услуг)
б) реализация НТ продукции
в) рост объема реализации продукции (услуг):
- маркетинг продукции (услуг)
- соответствие производствен. программы производственной мощности
- технич. совершенствование произв. процесса
г) обеспечение ритмичности поставок продукции (своевременности услуг):
- полнота и своевременность МТобеспечения
- обеспечение эффективного технич. состояния оборудования и ритмичности произв. процесса
- ритмичность сбыта продукции (своевременность оказания услуг).
4. Социальная (двоякая) - достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников. Должна отвечать на 2 вопроса:
Каковы конкретн. потребности работников, удовлетворения к-рых они имеют право требовать у адм-ции? | Какие цели по использованию П ставит перед собой рук-во организации? Что она для этого стремится сделать? |
Удовлетворение потребностей человека (через труд. деят-ть в данной организации):
а) материальная цель:
- оплата труда
- дополнит. матер. стимулы
- льготы
б) социально-психологич. цель:
- межличностное общение
- условия труда
- социальная защищенность
- социально-психологич. климат
в) самореализация человека:
- творческий характер труда
- возможность професс. роста
- карьерный рост
- публичное признание заслуг работника, соответствующая оценка его труда.
Достижение целей руководства организации:
1. Использование персонала в соответствии с структурой и целями организации:
а) выполнение труд. функций:
- расстановка персонала
- целенаправленное перемещение персонала
б) оценка персонала :
- оценка кадров при отборе
- текущая периодическая оценка персонала
б) развитие персонала:
- индивидуальные целевые задачи
- обучение персонала
- служебное и профессиональное продвижение.
2. Повышение эффективности труд. отдачи:
а) поддержание здорового психологич. климата:
- формирование отношений рук-ва О и коллектива
- формирование труд. взаимоотношений
- предотвращение конфликтности в коллективе
б) воздействие на мотивацию поведения:
- оплата труда
- создание творческой атмосферы
- поддержка и развитие карьеры
- учет интересов работников
в) создание нормальных условий труда:
- охрана труда
- соблюдение психофизиологических и эргономических норм и условий труда
- обеспечение необходимой социальной инфраструктуры О.
XII. Организационная структура СУП
Организационная структура СУП - совокупность взаимосвязанных подразделений СУП и должностных лиц.
Структура- совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Этапы формирования оргструктуры СУПО:
1. Структуризация целей СУП
2. Определение состава функций У, обеспечивающих реализацию целей всей системы УПО.
3. Формирование состава подсистем оргструктуры.
4. Установление связей между подсистемами оргструктуры.
5. Определение прав и ответственности подсистем.
6. Расчет трудоемкости функций и и численности подсистем.
7. Построение конфигурации оргструктуры.
Структура определяет внутр. строение О, степень жесткости/гибкости орг. конфигурации, типы взаимодействия между ее внутр. элементами.
В науке и практике существуют 3 типа орг. структуры:
1. Линейная орг. структура (пирамидальная, бюрократическая) - организована строго иерархически. Характеризуется:
а) разделением зон ответственности
б) единоначалием
Преимущества | Недостатки |
1) четкая система взаимосвязей 2) быстрота ответа на прямые приказы 3) согласованность действий исполнителей 4) оперативность в принятии решений 5)четко выраженная ответственность руководителя за принятые решения | 1) ограниченность числа подчиненных, которые могут подчиняться одному руководителю, т.е. ограниченность сферы контроля |
Диапазон контроля опред-ся кол-вом связей в подразделении (организации) (между подчиненными, руководителем и подчиненными).
Чем больше кол-во связей и чем более они неформальны, тем уже должен быть диапазон контроля для сохранения эффектив. управления над подразделением. Поэтому при реализации сложн. видов деят-ти, требующих от сотрудников согласований, уточнений, консультаций со стороны рук-ля, необходим узкий диапазон контроля и многоуровневая орг. структура, т.е. иерархическая.
2. Функциональная оргструктура - построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.
Характеризуется:
а) тем, что функц. оргструктура может существовать одновременно с линейной, что создает двойное подчинение для работников (исполнителей). (Напр., экономист в цехе)
б) тем, что функц. подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции как нижестоящим подразделениям, так и равным по уровню, но осуществляющим выполнение единых с ним функций.
Преимущества | Недостатки |
1) более глубокая проработка решений по функциональным направлениям 2) высокая компетентность специалистов, выполняющих конкретн. функции 3) линейные рук-ли освобождаются от части задач, решаемых функциональными рук-лями | 1) ориентация на вып-ние в основном закрепленных функций, отсутствие инновационности и гибкости при изм-нии ситуации в организации или вне ее |
3. Адаптивная оргструктура - гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды.
Именно адапт. оргструктуры способны успешно функц-ть в условиях постоянн. изменений.
Типы адапт. орг. структур:
а) проектная - времен. структура, создаваемая для решения конкретной задачи
б) матричная - функционально-временно-целевая структура. Это вид О, построенной по проектному типу, действующей длительн. время.
По вертикали строится управление по отд. сферам деят-ти О, по горизонтали - управление проектами.
Преимущества | Недостатки |
1) активизация деятельности рук-лей благодаря созданию программных подразделений и резкому увеличению контактов с функциональными подразделениями 2) гибкое использование кадрового потенциала организации | 1) сложность самой структуры, вызванной одновременным действием большого числа вертик. и горизонт. связей |
Способы осуществления функций Службы УП:
1. Путем предоставления необходимых консультаций линейным руководителям.
2. Путем участия, совместно с линейными руководителями, в разработке и реализации орг. мероприятий.
3. Путем реализации собственных управленческих решений.