VIII. Система управления персоналом
VII. Теории управления о роли человека в организации
Формирование научн. направления УП началось вместе с формированием теории управления как науки (конец XIX века). Тогда управление организацией как таковое и УП ее практически не различалось.
Причины формирования различн. школ (направлениями) в сфере УП:
- теории УП формировались и развивались вместе с различными школами (направлениями) управления,
- общее развитие производства, технологии, прогресс науки и техники обусловили новое положение человека в организации.
А. Классические теории (Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Л.Урвик, М.Вебер, Г.Форд, А.Гастев, П.Керженцев) - с 1880 по 1930 гг.
Б. Теории человеческих отношений (Э.Майо, К.Арджерис, Р.Ликарт, Р.Блейк) - с начала 1930-х годов.
В. Теории человеческих ресурсов (А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.Макгрегор) - c 70-х годов XX в..
Основные постулаты | Задачи руководства | Результаты | |
Классические теории | Труд для большинства людей не приносит удовлетворения, это качество, присущее им. Для них важно, ск. они зарабатывают, а не то, что делают. Мало таких, кто могут или хотят делать творческую работу, требующую самодисциплины. | Строгий контроль и наблюдение; разложение задач на простые и понятные составляющие элементы. | люди могут перенести свой труд при условии достаточной зар. платы |
Теории чел. отношений | Люди стремятся быть полезными и нужными, они испытывают желание быть признанными, оцененными. Эти потребности более важны, чем зар. плата. | Создание условий, при к-рых каждый работник ощущал бы свою полезность; предоставление определенной самостоятельности в работе. | Контакт руководителя с подчиненными и участие их в решении несложных проблем обеспечивает взаимодействие людей и чувство их значимости. Это, в свою очередь, поднимает их самооценку, сближает с руководством ® меньше противодействие каким-либо действиям руководства. |
Теории человеч. ресурсов | Труд. деят-ть приносит людям удовлетворение. Люди стараются внести свой вклад в разработку целей, задач, и их реализацию. Большинство их способны к самостоятельности творчеству, самоконтролю на более высоком месте, чем то, к-рое они занимают. | Создание таких условий, при к-рых каждый работник в полной мере раскрывал бы свой потенциал, при к-рых возрастало бы участие людей в решений наиб. важных и сложных проблем и способствовало бы расширению определенной самостоят-ти в работе. | Это должно привести к прямому повышению эффект-ти работы; у людей повысится удовлетворение своим трудом, персонал наиболее полно использует свои чел. ресурсы. |
Система управления персоналом - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также функциональные подсистемы, ориентированные на выполнение специализированных или однородных функций.
1. Подсистема линейного руководства:
- осуществляет рук-во организацией в целом
- управление отдельными функциональными и производственными подразделениями.
Функции выполняют - рук-ль организации, его замы, рук-ли функциональных и производственных подразделений, их замы, мастера, бригадиры.
2. Подсистема планирования и маркетинга персонала (П):
Маркетинг П - вид управленческой деят-ти, направленный на определение и покрытие потребности в персонале. Направления маркетинговой деят-ти в области П включают: - разработку профессиональных требований к П - определение качеств. и колич. потребности в П - расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование Персонала - выбор источников и путей покрытия потребности в П |
- разработка кадр. политики и стратегии УП
- анализ кадр. потенциала
- анализ рынка труда
- планирование и прогнозирование потребности в персонале
- организация рекламы
- связи с кадровыми агентствами и ГСЗН.
3. Подсистема управления наймом и учетом персонала:
- организация найма персонала
- организация собеседования, оценки, отбора и приема П
- учет приема, перемещений, поощрений и увольнений П
- профориентация, орг-ция рационал. использования П
- управление занятостью
- документационное обеспечение системы УП.
4. Подсистема управления трудовыми отношениями:
- анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений
- анализ и регулирование отношений руководства
- управление производств. конфликтами и стрессами
- социально-психологическая диагностика
- соблюдение этических норм взаимоотношений
- взаимодействие с профсоюзами.
5. Подсистема обеспечения нормальных условий труда:
- соблюдение требований эргономики и психофизиологии
Эргономика - наука, изучающая взаимодействие человека и машины в конкретных условиях его производств. деятельности |
- соблюдение требований технич. эстетики, охраны труда и окруж. среды
- военизированная охрана организации и отд. должностных лиц.
6. Подсистема управления развитием персонала:
- обучение, переподготовка, повышение квалификации персонала
- введение в должность и адаптация новых работников
- оценка кандидатов на вакант. должность
- текущая оценка кадров
- организация рационализаторской и изобретательской деят-ти
- реализация деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения
- организация работы с кадр. резервом
7. Подсистема управления мотивацией поведения П:
- управление мотивацией трудового поведения
- нормирование и тарификация труд. процесса
- разработка систем оплаты труда
- разработка форм участия персонала в прибылях и капитале
- разработка форм морального поощрения П
- организация нормативно-методического обеспечения системы УП
8. Подсистема управления социальным развитием П:
- организация общест. питания
- управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры, в т.ч. физической
- обеспечение охраны здоровья и отдыха
- обеспечение детскими учреждениями
- управление социальными конфликтами и стрессами
- организация социального страхования.
9. Подсистема развития организационной структуры управления:
- анализ существующей организационной структуры управления
- проектирование новой организационной структуры управления
- разработка штатного расписания организации
- разработка и реализация рекомендаций по улучшению и развитию методов руководства.
10. Подсистема правового обеспечения системы УП (СУП):
- решение правовых вопросов труд. отношений
- согласование организационно - распорядительных документов по УП
- решение правовых вопросов хоз. деят-ти
- консультации по юрид. вопросам.
11. Подсистема информационного обеспечения СУП:
- ведение учета и статистики П
- информац. и технич. обеспечение СУП
- обеспечение персонала научно-технической информацией
- организация работы СМИ организации
- осуществление патентно-лицензионной деят-ти.
Обобщение отечеств. и зарубеж. опыта дает возм-ть сформулировать осн. цель СУП - обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. В соответствии с этим и формируется СУПО.
IX. Философия управления персоналом
Философия управления персоналом - философско-понятийное осмысление сущности УП, его возникновения, связи с др. науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе УП идей и целей.
Сущность философии управления персоналом - в том, что работники имеют возможность удовлетворять свои личные потребности, работая в организации.
Иными словами:
- в организации созданы условия для равноправных, справедливых, конструктивных, доверительных отношений;
- каждый работник может полностью использовать свои практич. навыки и теоретич. знания, опыт;
- каждый работник может играть активную роль в рассмотрении и принятии важных производств. решений;
- все работники получают адекватное и справедливое вознаграждение за свой труд, при необходимости - компенсации;
- работникам созданы необх. безопасные, здоровые условия труда.
Созданием и построением данной системы условий руководство обеспечивает преданность персонала.
Если нет заботы о повышении качества трудовой жизни, то руководство не способно в должной мере управлять персоналом.
Философия управления персоналом заключается:
1. В удовлетворении потребностей организации в укомплектовании персонала.
2. В наиб. полном удовлетворении материальных, социальных, профессиональных, коммуникативных, социальных потребностей работников.
Это - задача системы УПО в философском смысле.
Философия УПО явл-ся неотъемлемой частью философии организации.