VI. Методы УП
V. Принципы УП
IV. Стратегия УП
Стратегия УП (персонал-стратегия) - совокупность действий и последовательность принимаемых решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на персонал для реализации выбранной стратегии развития организации.
Стратегия УП предполагает методы и процедуры анализа реализуемости общих перспективн. задач организации с точки зрения возможностей персонала или подбор персонала для осуществления глобальных целей (в зависимости от периода планирования).
Стратегия УП создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство предприятия, и персонал. тактические решения могут содержать противоречия интересов работников и организации (выплата дивидендов, решение социал. вопросов), нов стратегическом плане эти противоречия устраняются.
Для реализации своих целей в заданный момент времени организация должна располагать работниками с компетенцией, по возможности точно соответствующей требованиям должностей. Это возможно, если предприятие располагает информацией:
- о общей политике развития организации, о потребностях организации и ожиданиях персонала;
- о времени, имеющемся у организации на приобретение сотрудниками необходимых знаний для удовлетворения новых потребностей;
- о допустимых издержках на обучение, перемещение, вознаграждение персонала.
Элементы стратегии УП:
- анализ внешней и внутр. среды организации;
- формулирование целей деят-ти организации;
- формулирование специфических целей деят-ти по УП организации;
- разработка стратегических вариантов развития УП;
- формирование отношений высших управленческих кадров;
- создание соответствующей организационной структуры служб управления персоналом;
- выработка критериев эффективности системы УП;
- определение ограничений на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, социальные, возрастные).
Принцип (от лат. principium - начало, основа): 1) основное исходное положение какой-л. теории, учения, науки, мировоззрения, полит. организации и т.д.
В данном случае это - правила, основные положения и нормы, к-рым должны следовать руководители и специалисты в процессе УП. Принципы УП:
а) научность;
б) плановость;
в) первого лица;
г) сочетание единоначалия и коллегиальности;
д) контроль исполнения решений;
е) непрерывность;
и) адресность;
к) соответствие принимаемых решений установленным целям или задачам.
Методы УП - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью координации их деят-ти в процессе функционирования организации.
Наука и практика выработали 3 группы методов:
- административные (ориентированы на осознанную кажд. работником необходимость дисциплины труда, чувство долга, ответственности, стремление трудиться в опред. организации, культура труд. деят-ти). Прямой характер действия: любой распорядит. акт обязателен к исполнению. Для них хар-но соответствие правовым нормам;
- экономические (носят косвенный хар-р, основаны на матер. стимулировании, на использовании экон. механизма управления)
- социально-психологические (основаны на использовании социальн. механизма управления /система взаимоотношений в коллективе, соц. потребности/. Специфика - в использовании неформальных факторов, интересов личности, группы в процессе УП).
Состав методов
1. Административные методы:
а) установление гос. заказов (“портфель заказов”)
б) формирование структуры управления организацией
в) выработка и принятие административных норм и нормативов
г) издание приказов и распоряжений
д) инструктирование
е) утверждение методик и рекомендаций
ж) разработка положений, должн. инструкций, стандартов организации
з) установление системы административных санкций и поощрений
2. Экономические методы:
а) технико-экономич. анализ
б) технико-экономич. обоснование
в) технико-экономич. планирование
г) экономическое стимулирование
д) финансирование
е) мотивация труд. деятельности
ж) организация оплаты труда
з) инвестиции
и) кредитование
к) участие персонала в прибылях и капитале
л) налогообложение
и) установление экономич. норм и нормативов
н) страхование
о) установление системы экономич. санкций и поощрений.
3. Социально-психологические методы:
а) социально-психологич. анализ
б) создание творч. атмосферы
в) участие работников в управлении
г) удовлетворение культурных и духовных потребностей
д) формирование коллективов
е) создание благоприятного психологич. климата
ж) установление социальных норм поведения
з) развитие у персонала ответственности и инициативы
и) установление системы моральных санкций и поощрений.
Методы УП можно классифицировать также по признаку принадлежности к общей функции управления:
- нормирование
- организация
- планирование
- регулирование
- стимулирование
- анализ
- учет