III. Концепция УП
Понятие управления персоналом
II. Управление персоналом организации
Различным авторам принадлежат разные формулировки данного понятия.
Галенко В.П.: УП - комплекс взаимосвязанных экономических, организационных, социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность труд. деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Кибанов А.Я.: УП - формирование и направление мотивационных установок работника в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Марр Р., Флиастер А.: УП - область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности, привлечение, введение в работу, развитие, контроллинг, высвобождение персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждения и социальных услуг, управление затратами на персонал и руководства сотрудниками.
В западных школах УП практикуются термины:
Personnel administration - администрирование персонала (набор, контроль, расстановка, подготовка, использование персонала);
Personnel management - управление персонала(подбор, подготовка, условия труда, оплата, ТБ, трудовые отношения, взаимоотношения администрации с индивидуальными работниками);
Personnel relation - отношения с персоналом.
По А.Я. Кибанову, управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом, и заключающаяся в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана кадровой работы; проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
Технология ( методы) УПО включает в себя:
- наем, отбор и прием персонала;
- деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе;
- профориентация и трудовая адаптация;
- мотивация трудовой деят-ти персонала и его использования;
- организация труда и соблюдение этики деловых отношений;
- управление конфликтами и стрессами;
- обеспечение безопасности персонала;
- управление нововведениями в кадр. работе;
- обучение, повышение квалификации и переподготовка персонала;
- управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
- управление поведением персонала в организации;
- управление социальным развитием персонала;
- высвобождение персонала.
Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определен. способ понимания, трактовки, каких-л. явлений, осн. точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип разл. видов деятельности. |
Концепция УП - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов УП, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.
Концепция УПО включает в себя:
- разработку методологии УП;
- формирование системы УП ;
- разработку технологии УП.
Концепция УП исходит из того, что имеет место факторы, влияющие на человека в организации:
- иерархическая структура организации, где осн. средство воздействия - это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распред-ем матер. благ;
- культура, т.е. вырабатываемые обществом, группой людей, организацией совместные ценности, социал. нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения;
- рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.