Тема 2. Демография как отрасль знаний о населении

Тема 1. История и современное состояние демографии

III.Содержание дисциплины

II. Тематический план дисциплины

Организация процесса обучения

Курс «Демография» рассчитан на 146 часов, форма отчетности – экзамен.

В задачи лекционного курса входит освещение спорных и сложных вопросов, касающихся демографических проблем. Для освоения студентами курса «Демография» необходимо осуществлять текущий и итоговый контроль. В процессе освоения курса необходимо проведение семинарских занятий, часть вопросов курса выносятся на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов контролируется написанием отчетов. Проводится тестовый опрос.

К практическим занятиям студенты готовятся самостоятельно: изучают теорию вопроса, отвечают на предлагаемые вопросы. (См. раздел «Темы и содержание практических занятий»).

 


для очного обучения

Таблица 1

Темы дисциплины Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
1. История и современное состояние демографии
2. Демография как отрасль знаний о населении
3. Текущий учет и переписи населения
4. Динамика населения
5. Возраст и время как координаты демографических событий
6. Брачность
7. Рождаемость
8. Эволюция продолжительности жизни. Смертность населения
9.Воспроизводство населения
10. Демографическая политика
Всего часов:

для заочного обучения

Таблица 2

Темы дисциплины Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
1. История и современное состояние демографии 0,5 0,5
2. Демография как отрасль знаний о населении 0,5 0,5
3. Текущий учет и переписи населения
4. Динамика населения
5. Возраст и время как координаты демографических событий
6. Брачность 0,5 0,5
7. Рождаемость 0,5 0,5
8. Эволюция продолжительности жизни. Смертность населения
9.Воспроизводство населения
10. Демографическая политика
Всего часов:

Основные исторические этапы становления демографии как науки. Демографическая история и история демографии: зарубежная демография, отечественная демография (до революции и советский период). Концепции демографического развития. Концепции демографического и миграционного перехода общества. Теория ограничительных факторов в рождаемости. Концепция потребности в детях. Теория качества населения.

Предмет и функции демографии как науки. Система научных знаний о народонаселении. Место демографии в системе знаний о населении. Связь со статистикой, социологией, социальной политикой. Теоретические аспекты изучения народонаселения, методология исследования народонаселения, изучаемые показатели и тенденции.

Практические цели и задачи изучения развития народонаселения нашей страны. Задачи демографии в государственном и муниципальном управлении. Информационная потребность в данных демографии, характеризующих состояние народонаселения современного российского общества. Значение демографии для практики управления социальными процессами. Организация демографической статистики в РФ: институты, центры, специалисты.