Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления, общие принципы которых устанавливаются в статьях 26-32 Федерального закона № 131-ФЗ, относятся: собрания и конференции граждан, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, иные формы.Заметим, что, в отличие от регулирования форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, федеральный законодатель здесь исключает вмешательство субъектов РФ (кроме регулирования обращения граждан в статье 32). Таким образом, федеральное регулирование участия населения в осуществлении местного самоуправления в основном должно дополняться, расширяться и конкретизироваться лишь муниципальными правовыми актами


(уставом муниципального образования и иными нормативными актами).

Собрания и конференции граждан являются формами самоорганизации жителей в небольших поселениях либо на части территории муниципального образования. В последнем случае они могут являться также одной из форм территориального общественного самоуправления. Право граждан участвовать в осуществлении местного самоуправления посредством проведения собраний и конференции установлено в статьях 27, 29 и 30 Федерального закона № 131-ФЗ. По своим полномочиям собрание граждан и конференция граждан (собрание делегатов) не отличаются (статья 30).

В статье 29 названного закона указано три цели проведения собрания граждан:

• • обсуждение вопросов местного значения,

• • информирование населения о деятельности органов
местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления,

• • осуществление территориального общественного
самоуправления.

В качестве итогов проведения собраний, конференций могут быть обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избрание лиц, уполномоченных представлять граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием или конференцией граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания и конференции граждан, избрания делегатов на конференцию, а также полномочия собрания или конференции определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги


собрания, конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Для назначения собрания или конференции граждан необходимо решение либо представительного органа муниципального образования, если инициатива проведения принадлежит населению или самому представительному органу, либо главы муниципального образования, если инициатива принадлежит ему.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)определено в статье 27 Федерального закона № 131-ФЗ как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения. Целью ТОС является самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив граждан по вопросам местного значения.

Таким образом, деятельность ТОС определяется двумя факторами:

1) ТОС - это институт общественного, а не местного самоуправления,

2) субъекты ТОС, т.е. непосредственно граждане или органы ТОС, могут
участвовать в решении вопроса местного значения, реализуя собственные
инициативы
.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС (ею может быть подъезд дома; многоквартирный дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории) устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения. Создание ТОС возможно при представительстве не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет.

Закон предусматривает две формы осуществления ТОС:

1) путем проведения собраний и конференций граждан, т.е.
непосредственно населением без избрания органов;

2) путем создания и деятельности органов ТОС, избираемых на
собраниях или конференциях граждан, проживающих на
соответствующей территории.

Для первой формы - собраний и конференций граждан - Федеральным законом определены исключительные полномочия:


1) установление структуры органов ТОС;

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов ТОС;

4) определение основных направлений деятельности ТОС;

5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Для органов ТОС, которые должны по закону представлять интересы

населения, проживающего на соответствующей территории, и обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан, законом предусмотрена возможность:

- осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного
фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность,
направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей
граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет
средств указанных граждан, так и на основании договора между органами
территориального общественного самоуправления и органами местного
самоуправления с использованием средств местного бюджета;

- вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных
правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими
органами и должностными лицами местного самоуправления, к
компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Чтобы осуществлять хозяйственную деятельность по договорам за счет средств иных субъектов, в том числе средств местного бюджета, органы ТОС должны работать в рамках договора, получив предварительно статус юридического лица. Деятельность собственными силами и за счет собственных средств может осуществляться без приобретения статуса юридического лица.

Например, деятельность органов ТОС по содержанию жилищного фонда может начаться только после того, как они выиграют конкурс при отборе управляющей организации, объявленный органом местного самоуправления (в случае, если решение о способе управления домом не приняли сами собственники), и заключили договор на управление с собственниками. При


этом такой договор может быть заключен только при наличии государственной регистрации органов ТОС как юридических лиц. Напротив, посадка деревьев или оборудование детских площадок гражданами, участвующими в ТОС, может проводиться без каких-либо договоров и государственной регистрации органов ТОС.

С учетом особенностей данной формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает два вида регистрации ТОС (часть 5 статьи 27) - «муниципальный» и государственный.

«Муниципальная» регистрация состоит в регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Причем ТОС будет считаться учрежденным только с момента регистрации устава. Следовательно, этот вид регистрации по закону № 131-ФЗ считается обязательным, но статус юридического лица субъекты ТОС не приобретают. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Важно, что федеральный законодатель устанавливает требования к уставу ТОС (часть 9 ст. 27) и запрещает органам местного самоуправления дополнять эти требования (часть 10 ст.27).

Государственная регистрация по закону не является обязательной, и её прохождение, а значит, приобретение права юридического лица некоммерческой организации (НКО), должно быть предусмотрено в уставе ТОС.

Кроме возможности государственной регистрации, Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает для ТОС возможность получения средств из местного бюджета. Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 11 статьи 27).

Принципиальным новшеством Федерального закона № 131-ФЗ по


сравнению с прежним законом № 154-ФЗ является отсутствие требований о принятии закона субъекта РФ, регулирующего деятельность ТОС в данном регионе. Поскольку не все субъекты РФ принимали соответствующие законы, либо их регулирование оказывалось недостаточным, нередки были споры и коллизии между органами ТОС и органами местного самоуправления.

Правотворческая инициатива граждан- форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления, реализующая право населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, которая осуществляется путем внесения проектов правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления). Федеральные гарантии правотворческой инициативы установлены в статье 26 Федерального закона № 131-ФЗ. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, или орган ТОС. Минимальная численность этой группы не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятия к рассмотрению и рассмотрения проекта муниципального правового акта должен устанавливаться нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. При этом нормы - гарантии реализации правотворческой инициативы должны быть указаны в Уставе МО. В случае отсутствия названного акта принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

Внесенный гражданами проект подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта,


должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Публичные слушания - обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, организуемые по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования (часть 1 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

Если публичные слушания проводятся по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, то они назначаются представительным органом, а если проводятся по инициативе главы муниципального образования, то назначаются главой (статья 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

В качестве федеральных гарантий участия граждан в законе перечислены вопросы, которые должны пройти публичные обсуждения обязательно:

1) проект устава муниципального образования или проект муниципального
правового акта о внесении в него изменений;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования,
правил землепользования и застройки, планировки территорий и
межевания территорий;

4) вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид
использования земельных участков и объектов капитального
строительства, вопросы отклонения от предельных параметров
разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального
строительства;

5) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Причем этот порядок должен предусматривать:


заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний,

заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта,

другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования,

опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Опрос граждан - метод выявления мнения населения на всей территории муниципального образования или на части его территории, результаты которого носят рекомендательный характер при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Роль опроса тем выше, чем меньше численность поселения. Хотя порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, федеральный законодатель в статье 31 достаточно подробно регулирует вопросы организации и проведения опроса.

Опрос граждан, обладающих избирательным правом, проводится либо на всей территории муниципального образования, либо на её части. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Инициатива опроса принадлежит:

1) представительному органу или главе муниципального образования - по
вопросам местного значения, тогда финансирование опроса осуществляется за
счет средств местного бюджета;

2) органам государственной власти субъектов РФ - для учета мнения
граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель
муниципального образования для объектов регионального и межрегионального
значения, тогда финансирование опроса осуществляется за счет средств
регионального бюджета.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом поселения. При назначении опроса граждан устанавливаются:


1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при
проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования,
участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Обращения граждан в органы местного самоуправления(как коллективные, так и индивидуальные) - важная форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления, предусмотренная Конституцией РФ (ст. 33) и Федеральным законом № 131-ФЗ (ст. 32). Принято выделять следующие виды обращений:

Предложение - обращение в орган власти, содержащее замечания, предложения по улучшению работы.

Заявление - обращение к органу по поводу реализации права или законного интереса заявителя (заявителей).

Жалоба - сигнал о нарушении права или законного интереса и просьба пересмотреть вопрос.

Федеральный закон № 131-ФЗ указывает, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.


К иным формам участия граждан в осуществлении местного самоуправленияможно отнести право участвовать в заседаниях представительного органа поселения, ТСЖ, гражданские комитеты, общественные экспертизы муниципальных проектов, программ, решений, земские и жилищные движения, родовые общины в национальных республиках, казачье самоуправление, союзы потребителей, советы предпринимателей и т.д. и т.п. Чем больше разнообразных форм участия граждан в поселении, тем более структурировано местное сообщество, а значит, более полно реализуются в решениях органов местного самоуправления интересы жителей.

Для расширения участия населения в осуществлении местного самоуправления существенное значение имеет информирование органами местного самоуправления населения о своей деятельности, принимаемых или готовящихся решениях, отчеты органов, должностных лиц, депутатов перед населением.