Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении
Содержание разделов и тем дисциплины.
Взаимосвязь демографии с другими науками
Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
-
- Знать:базовые понятиядемографической науки. Иметь представление об основах демографической науки, об основных демографических процессах
- Уметь: выполнять демографическую диагностику (описание демографической ситуации) в мире, в России и регионах.
.
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
1.Универсальные (общекультурные) – 4.8.17.
ОК-8 – Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
ОК-9 – Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
ОК-17 – Быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни.
.
2. Профессиональные -5.17.18.23.26.27.31.
ПК-12 – Быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Демография взаимодействует с многими дисциплинами, широко используя их методологические подходы. Это и связь с историей, правоведением, культурологией, политологией, экологией человека, этнографией и этнологией, статистикой, социологией, экономикой, геронтологией и другими дисциплинами.
1.4. Методическое обеспечение курса «Демография».
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия в Интернет-классе, самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа может включать следующие виды работ:
· работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме;
· поиск, анализ и презентация информации на слайдах;
· исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
· написание рефератов;
· перевод текстов с иностранных языков;
· выполнение домашних заданий;
· подготовка к контрольной работе, зачету или экзамену.
В процессе преподавания используются слайды, графические материалы, статистические сборники, данные переписей населения, журнальный фонд и др.
2. Содержание курса «Демография»
Демография как наука. Объект и предмет демографии. Задачи демографии. Методы демографии.
Место демографии среди других наук. Отрасли демографии. Демография и социология. Основные направления взаимодействия.
История становления демографии. Вклад Дж. Граунта в становление демографии. Теория народонаселения Т.Мальтуса. Сравнительная демография А.Гийяра. Основные научные институты и центры демографии в России. Российские ученые-демографы.
Тема 2. Источники данных о населении и демографических процессах
Основные виды источников первичной информации о населении и демографических процессах: переписи населения, текущий учет демографических событий, списки и регистры населения, специальные и выборочные обследования.
Технология проведения переписи. Краткая история проведения переписей населения в мире, России и СССР. Программа и особенности проведения Всероссийской переписи населения 2010 года.
Основные виды статистических учетных форм — свидетельства о рождении, смерти, браке, разводе. Особенности текущего учета миграции. Краткая история текущего статистического учета «естественного» движения населения и миграции в мире, России и СССР.
Сайты и порталы, содержащие демографическую информацию.