Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении

Содержание разделов и тем дисциплины.

Взаимосвязь демографии с другими науками

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

-

- Знать:базовые понятиядемографической науки. Иметь представление об основах демографической науки, об основных демографических процессах

- Уметь: выполнять демографическую диагностику (описание демографической ситуации) в мире, в России и регионах.

.

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

1.Универсальные (общекультурные) – 4.8.17.

ОК-8 – Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК-9 – Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

ОК-17 – Быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни.

.

2. Профессиональные -5.17.18.23.26.27.31.

ПК-12 – Быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности.

 

Демография взаимодействует с многими дисциплинами, широко используя их методологические подходы. Это и связь с историей, правоведением, культурологией, политологией, экологией человека, этнографией и этнологией, статистикой, социологией, экономикой, геронтологией и другими дисциплинами.

1.4. Методическое обеспечение курса «Демография».

 

Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия в Интернет-классе, самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа может включать следующие виды работ:

· работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме;

· поиск, анализ и презентация информации на слайдах;

· исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

· написание рефератов;

· перевод текстов с иностранных языков;

· выполнение домашних заданий;

· подготовка к контрольной работе, зачету или экзамену.

В процессе преподавания используются слайды, графические материалы, статистические сборники, данные переписей населения, журнальный фонд и др.

2. Содержание курса «Демография»

 

Демография как наука. Объект и предмет демографии. Задачи демографии. Методы демографии.

Место демографии среди других наук. Отрасли демографии. Демография и социология. Основные направления взаимодействия.

История становления демографии. Вклад Дж. Граунта в становление демографии. Теория народонаселения Т.Мальтуса. Сравнительная демография А.Гийяра. Основные научные институты и центры демографии в России. Российские ученые-демографы.

Тема 2. Источники данных о населении и демографических процессах

Основные виды источников первичной информации о населении и демографических процессах: переписи населения, текущий учет демографических событий, списки и регистры населения, специальные и выборочные об­следования.

Технология проведения переписи. Краткая история проведения переписей населения в мире, России и СССР. Программа и особенности проведения Всероссийской переписи населения 2010 года.

Основные виды статистических учетных форм — свидетельства о рождении, смерти, браке, разводе. Особенности текущего учета миграции. Краткая история текущего статистического учета «естественного» движения населения и миграции в мире, России и СССР.

Сайты и порталы, содержащие демографическую инфор­мацию.