С ОСНОВАМИ ЭТНОГРАФИИ

ГЕОГРАФИЯ НАРОДОВ МИРА

Ключевые понятия:ЭТНОС, ЭТНОГЕНЕЗ, ЭТНИЧЕСКОЕ СА­МОСОЗНАНИЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТНИЧЕ­СКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ, АССИ­МИЛЯЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ, ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИКСА­ЦИЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ И ПАРЦИАЦИЯ, ЛИНГВИС­ТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ.

Раздел этнической географии является самостоятельным в географии населения, который в последнее время приобретает повышенную значимость. По мнению А. Е. Слуки, этногеографическое изучение любой территории должно включать изучение следующих основных вопросов:

1) определение и анализ национального состава населения и типов народов (этносов); соотношение численности основных народов и национальных меньшинств;

2) анализ особенностей размещения народов, степени их компактности, дисперсности и т. д.;

3) характеристика состояния национального вопроса, правового и общественного положения народов, их взаимоотношений;

4) анализ динамики численности отдельных народов и населения в целом;

5) оценка перспектив развития этносов, национальных отношений, решения национального вопроса [36].

Для определения специфики национального состава населения страны или региона используется несколько количественных показателей [36]:

1. Процентное соотношение групп населения различных национальностей.

2. Индекс мозаичности:

,

где — удельный вес i-той национальности во всем населении, %;

В= 100 % / М, причем М — общее число национальностей.

3. Индекс территориальной общности народов:

,

где — удельный вес этноса во всем населении данной территории, а — доля народа, живущего на данной территории, в общей численности исследуемого народа.

При этногеографических исследованиях необходимо владеть специальным понятийным аппаратом, который будет рассмотрен ниже. Главным из них является этнос. Этнос (по Ю. В. Бромлею, от греч. – общество, народ, племя, группа – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей – род, племя, народность, нация, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований.

Формирование этносов – это объективный, длительный процесс, проходящий ряд стадий, на каждой из которых складывается определенный тип этнической общности. В настоящее время определились четыре типа этнических общностей – род, племя, народность, нация. Первоосновой этноса являлась первобытная семья. Критерий объединения людей в первобытной семье – кровнородственные связи. При этом, браки были как экзогамные, так и эндогамные. Объединения первобытных семей привело к формированию следующей формы этноса – рода. Критерий объединения людей в роды — общие признаки хозяйственной деятельности, родовая власть, определенная территория, формирующиеся традиции, но основой остаются родственные связи. Объединения родов обусловило появление племени. Это первая ступень этнической общности, возникающая в доклассовых формациях. Племена имеют определенную территорию обитания, самосознание, общий язык и ряд общих элементов материальной и духовной культуры. Объединение племен приводит к формированию народностей. Появление первых народностей относится к рабовладельческому строю. Этот тип этнической общности имеет два значения: 1) тип этноса, занимающий промежуточное положение между племенем и нацией; отличается общностью языково-культурной связи, экономических связей, однако слабой их развитостью; 2) это современные этносы (особенно в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Океании), утратившие черты племен, но не ставшие нациями. Для народностей характерны единая территория, культура, зачатки общности экономической жизни и государственности. Формирование народностей началось в рабовладельческих государствах и закончилось в недрах феодальной системы [10].

На базе народностей формируются нации, появление которых связано с развитием капитализма. Критерии объединения: общность экономической жизни — основа нации, развитый литературный язык, общность этнической территории, общность государственных границ, национальное самосознание, общность духовной культуры и психического склада, наличие этнического самосознания, наличие государственности.

Нация —это высокоразвитая, самая зрелая форма этноса.

Любая этническая общность характеризуется совокупностью признаков. К их числу относят: этническое самосознание и самоназвание, язык, территорию, особенности культуры, определенную форму социально-территориальной организации.

Каждый этнос в ходе своего развития проходит стадии этногенеза. Этногенез — это процесс формирования и развития народа. Этногенез действует постоянно и протекает в двух формах:

1) эволюция этноса, т. е. медленное, постоянное изменение качественных и количественных характеристик этноса (численность, воз-растной состав, структура по полу, границы проживания);

2) трансформация этноса — это резкое изменение качественных и количественных признаков этноса вплоть до его преобразования или исчезновения.

В процессе этногенеза происходит этническое объединение и этническое разделение. Преобладают в современном мире процессы этнического объединения. Различают следующие разновидности этнического объединения [4, 28]: 1) консолидация: межэтническая и внутриэтническая; 2) этническая ассимиляция; 3) меж)этническая интеграция; 4) этногенетическая миксация.

Консолидация (по В. А. Тишкову) — это слияние близких по языку и культуре групп в более крупную этническую общность или включение в этническую общность близкой ему группы.

Межэтническая консолидация — это слияние ранее самостоятельных, но родственных по языку и культуре народов в единый новый, более крупный этнос. В ходе этого процесса этническое самосознание изменяется. Внутриэтническая консолидация — это внутреннее сплочение более или менее крупного народа в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него группами без изменения этнического самосознания.

Этническая ассимиляция (по В. А. Тишкову) — частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности; это процесс «растворения» ранее самостоятельного этноса или какой-то его части в среде другого, обычно более крупного этноса. Рычагом ассимиляции являются смешанные браки. Формы ассимиляции: языковая; кровнородственная.

Межэтническая интеграция (по В. А. Тишкову) — форма тесных взаимодействий контактирующих этнических общностей на основе совместного или раздельного использования ресурсов, экономической и политической кооперации и культурного диалога; взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся по языку и культуре этносов, которое не приводит к появлению новых этносов.

Этногенетическая миксация (по В. А. Тишкову) — вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов; это продолжение процессов межэтнической интеграции, которое приводит к появлению нового этноса. Миксация близка к ассимиляции.

Этническое разделение протекает в двух формах: парциация и сепарация.

Парциация — это деление единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, при чем не один из новых этносов не отождествляет себя со старым (например, арабы Египта, арабы Израиля).

Сепарация — это отделение какой-то части народа от основной его части и ее превращение со временем в самостоятельный этнос. Если при парциации первоначальный этнос прекращает свое существование, то при сепарации он сохраняется (например, образование всех полинезийских народов; отделение валлонов от французов) [4, 28].

Этническое самосознание — это одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе, проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Этническое самосознание проявляется в следующих формах:

1) интернационализм — равноправное дружественное взаимоотношение между нациями;

2) национализм — выделение нации в качестве высшей формы этнической общности, обладающей исключительным правом на государственность [10]. В зависимости от форм проявления национализм может носить культурный, экономический и политический характер. Последний становится причиной наиболее затяжных и разрушительных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Эритрея, Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чеченская Республика и др.);

3) шовинизм — крайне агрессивная форма национализма;

4) в отдельную форму этнического самосознания выделяется геноцид — физическое истребление целых групп населения, в том числе по этническому признаку.

Этническая территория — это территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающий ареал формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями [10].

Этническое самоопределение — это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности.

Этническое самоопределение представлено в формах:

1) языковое самоопределение — возможность этноса осуществлять общение на родном языке в другой стране;

2) культурное самоопределение — возможность этноса осуществлять культурную деятельность в другой стране (посредством наличия школ, культурных учреждений; возможность отмечать свои национальные праздники);

3) экономическое самоопределение — возможность этноса осуществлять экономическую деятельность в пределах другой страны (напр., этносы Поволжья на территории России имеют экономическое самоопределение);

4) политическое самоопределение — наличие собственной государст­венности.