ВВЕДЕНИЕ

Самара 2011

ДЕМОГРАФИЯ

Методические указания по курсу

Разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Демография»

 

 

 

 

 

 

Печатается по решению Учебно-методического совета ИУТАР

ФГБОУ ВПО «САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Глухова Т.В. Демография:методические указания. – Самара, 2011.- 40 с.

Настоящие методические указания посвящены рассмотрению генезиса основных теорий и понятий демографии как науки и, а также их развитию в контексте социальных изменений современного общества. Данное издание призвано помочь студентам в развитии навыков ведения дискуссий на семинарских занятиях, чтении источников по курсу и специальной литературы, а также в организации исследовательской работы.

Методические указания предназначены для студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» дневной формы обучения.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..С. 4

 

ПРОГРАММА КУРСА……………………………………………………С. 5

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………….….С. 8

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДЕМОГРАФИИ ……………………………..С. 10

 

ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ…………………………..С. 12

 

ПРИМЕРНЫЕ ТестОВЫЕ ЗАДАНИЯ …………………………………С. 15

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..с. 27

 

ВОПРОСЫ КЭКЗАМЕНУ……………………………………………..…с. 32

 

 


 

Демография представляет собой науку о структурах и процессах, связанных с народонаселением, о их типах, природе и факторах, обуславливающих и влияющих на эти структуры процессы.

Термин «демография» впервые появился в 1855 в названии книги французского ученого А.Гийяра Элементы статистики человека, или Сравнительная демография. Официальное признание он получил после проведения Международного конгресса гигиены и демографии в Женеве в 1882. В русский язык термин вошел с 1870-х в связи с работами 8-й сессии Международного статистического конгресса (Петербург, 1872). Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и факторы, определяющие или существенно влияющие на такие явления человеческой жизни, как рождаемость, смертность, брачность и прекращение брака, воспроизводство супружеских пар и семей, воспроизводство населения в целом как единства этих процессов; она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структуры населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений. Демография разрабатывает методы описания, анализа и прогноза демографических процессов и демографических структур.

В практическом плане в область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов на планете в целом, в отдельной стране или группе стран; на отдельных территориях или в отдельных группах населения в различные периоды. На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных социальных группах и на разных территориях демография оценивает их наиболее вероятные изменения в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.

Изучение структуры населения, а также процессов воспроизводства, смертности, миграции складывалось в 19–20 вв. по мере роста общественной потребности в осмыслении демографических изменений, происходящих в мире. Первые попытки осмыслить воспроизводство населения как единство рождаемости и смертности принадлежали математику Л.Эйлеру (18 в.). Тем не менее, на протяжении долгого времени интерес к анализу отдельных сторон «естественного» движения населения явно преобладал над их синтезом в рамках изучения воспроизводства населения в целом. Только в первое десятилетие 20 в. в связи с созданием модели стабильного населения появилась возможность увидеть демографические процессы как нечто целостное, понять присущие им внутренние количественные зависимости. В законченном виде эту модель разработал американский демограф А.Лотка, но у него было много предшественников, начиная с Л.Эйлера. Важным этапом в изучении воспроизводства населения было конструирование немецким демографом Р.Беком адекватных измерителей интенсивности этого процесса (1884). Они не сразу получили широкое признание. Лишь в 1920–1930-х, опираясь на идеи Бека, другой немецкий демограф Р.Кучинский применил и широко популяризовал коэффициент воспроизводства населения, получивший впоследствии строгое истолкование в рамках модели стабильного населения. Работы Кучинского показали недостаточность раздельного анализа рождаемости и смертности и необходимость осмысления их как сторон двуединого процесса, способствовали осознанию всей проблематики воспроизводства населения и роста интереса к ней. С 1950-х математическая теория воспроизводства населения получила дальнейшее развитие в работах ряда французских, американских и некоторых других авторов.

В современной демографии выделяют следующие разделы: демографическая теория, сбор первичных данных и описание демографических процессов.

Различают следующие виды демографии: чистая (формальная) демография –рассмотрение количественных соотношений демографических явлений, процессов, структур и роста населения под их влиянием;аналитическая демография – изучение взаимосвязей между демографическими явлениями, их детерминации социальными, экономическими, социально-психологическими и другими процессами; историческая демография - исследует демографические процессы и структуры в ретроспективе; социологическая демография (социальная демография) – научная дисциплина, формирующаяся на стыке социологии и демографии и изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов;военная демография– научная дисциплина, исследующая роль демографического фактора в военном деле и военной экономике с количественной и качественной сторон.