Тема 7. Недемографические структуры населения

Тема 6. Брачная и семейная структуры населения

Тема 5. Поло – возрастная структура населения

 

Темы докладов:

1. Следы социальных катастроф XX века на половозрастной пирамиде СССР и России;

2. «Старые» и «молодые» регионы России;

3. Динамика диспропорции полов в России.

Рекомендуемые источники:

1. http://www.gks.ru Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики;

2. http://www.demographia.ru Сайт «Институт демографических исследований»;

3. http://www.demoscope.ru Сайт «Демоскоп Weekly».

 

Задача по построению поло-возрастных пирамид (пример)

 

По данным официальных органов статистики в городе «N» в 2002 и 2010 гг. (Таблица 1) построить поло-возрастные пирамиды. Определить тип воспроизводства населения. Сделать выводы.

Таблица 1

Распределение населения города «N» по полу и возрасту

Возраст, лет 2002 год 2010 год
Мужчины Женщины Мужчины Женщины
1 2 3 4 5
0-4 69,2 65,2 34,2 32,4
5-9 64,3 61,8 45,9 43,5
10-14 44,1 41,2 62,2 59,8
15-19 45,2 44,7 58,1 56,7
20-24 56,6 57,5 53,6 52,7

Продолжение Таблицы 1

1 2 3 4 5
25-29 53,0 53,4 52,4 48,7
30-34 49,8 60,1 48,9 48,4
35-39 23,2 39,4 61,2 63,1
40-44 21,9 37,5 61,0 63,5
45-49 27,1 44,5 53,8 58,1
50-54 20,2 37,2 32,1 37,4
55-59 14,3 31,9 30,0 40,0
60-64 11,5 24,6 34,5 47,2
65-69 8,4 17,8 25,7 40,2
70-74 5,9 15,1 19,1 40,1
75-79 3,7 8,6 6,4 21,3
80 лет и старше 2,5 7,2 5,9 24,7

 

Темы докладов:

1. Критерии стабильности брака;

2. Изменение брачной структуры населения;

3. Оптимальная разница в возрасте между вступающими в брак;

4. Многоженство и многомужество;

5. Семья и домохозяйство: общее и различное;

6. Биологическая совместимость и несовместимость вступающих в брак;

Рекомендуемые источники:

1. http://www.gks.ru Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики;

2. http://www.demographia.ru Сайт «Институт демографических исследований».

3. http://www.demoscope.ru Сайт «Демоскоп Weekly»;

4. http://www.eup.ru Научно – образовательный портал «Экономика и управление на предприятии»;

5. http://familyklub.ru/ Сайт «Клуб «Здоровье семьи»»;

 

Задача по определению доли повторных браков в общей численности браков (пример)

Рассчитать долю повторных браков в общей численности браков города «N» по данным Таблицы 2. Определить динамику. Сделать выводы.

Таблица 2

Динамика браков в городе «N»

Год Все браки, тыс. Повторные браки, тыс.
мужчины женщины
1979 15,36 2,76 2,54
1989 13,70 3,71 3,65
2002 11,29 2,86 2,82
2010 10,54 2,91 2,81

 

Темы докладов:

1. Особенности процесса урбанизации в СССР и России;

2. Особенности процесса урбанизации за рубежом;

3. Гражданство: отечественный и зарубежный опыт;

4. Образовательная структура населения развитых стран;

5. Образовательная структура населения развивающихся стран;

6. Образовательная структура населения СССР и России;

 

Рекомендуемые источники:

1. Харченко Л.П. Демография: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080601 – «Статистика» и др. экономическим специальностям / Л.П. Харченко. – 2-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 350 с.: ил., табл. – (Высшее экономическое образование). – ISBN 5-365-00622-4. – ISBN 978-5-365-00622-5. (Параграфы 3.2, 3.5, 3.7);

2. Бутов В.И. Демография: учеб. пособие / под ред. В.Г. Игнатова. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 592 с. (Серия «Учебный курс») (Глава 8);

3. http://www.gks.ru Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики;

4. http://www.demographia.ru Сайт «Институт демографических исследований»;

5. http://www.demoscope.ru Сайт «Демоскоп Weekly».

Задачи по показателям недемографических структур населения (примеры)

 

Задача 1. Расчет структуры городского и сельского населения области «N».

Рассчитать структуру городского и сельского населения области «N» 2010 г. и численность горожан, приходящихся на 1000 жителей сельской местности, если среднегодовая численность населения области – 154,3 тыс. чел., из них горожан – 98,2 тыс. чел.

 

Задача 2. Определение уровня грамотности населения.

Определить коэффициент грамотности населения в возрасте от 9 до 49 лет (включительно), если общая численность населения в возрасте 9 – 49 лет составляет 132 тыс. чел., а число грамотных в возрасте 9 – 49 лет составляет 78 тыс.чел.