Практическая работа

Тема 16. Экономические аспекты роста населения. Экономика и население.

 

Население – источник трудовых ресурсов. Трудовой потенциал и возрастно-половая структура. Структура занятого населения. Степень вовлеченности населения в рынок труда. Условия труда. Трудовая мобильность.

Дифференциация доходов населения. Бедность: уровень, масштабы, глубина. Потребление поколения и его типология. Потребительский рынок и потребительское поведение населения. Динамика потребления. Производственная и экономическая деятельность домашних хозяйств. Временные характеристики деятельности домашних хозяйств.

Изменение жилищных условий населения. Различия в обеспеченности жильем. Удовлетворенность домохозяйств жилищными условиями. Тенденции изменений в имущественном обеспечении домохозяйств.

Накопление и структура населения. Значение экономико-демографических моделей и их ограниченность. Демографический оптимум.

Экономика роста населения: одноконтурные и многоконтурные модели. «Кризисные» и рекурсивные модели. Современные компьютерные модели экономического развития.

Качество населения. Показатели качества населения. Экономика качества населения. Влияние качественных характеристик населения на величину пожизненного дохода. Качественный потенциал населения России в сравнении с зарубежными странами.

Экономика социально – демографических структур. Возрастная структура населения как фактор, влияющий на величину производства и потребления. Использование многомерных таблиц в экономико – демографическом анализе.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бутов В.И. Демография: учеб. пособие / под ред. В.Г. Игнатова. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 592 с. (Серия «Учебный курс») (Главы 7, 10);

2. Демография и статистика населения: Учебник / И.И. Елисеева, Э.К. Васильева, М.А. Клупт и др.; Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.: ил. (Глава 13);

3. Саградов А.А. Экономическая демография: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 256 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова);

4. Население СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. / Госкомстат СССР. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 45 с. (Главы 6-7);

5. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог» / Под ред. Н.М. Римашевской. М.: Издательство ИСЭПН, 2001. 320 с. (Главы 3-5);

 


 

Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по демографическому анализу и прогнозированию.

Организация проведения практических занятий осуществляется в виде традиционных семинарских занятий с обсуждением докладов, самостоятельно подготовленных студентами по рекомендуемым вопросам, а также в виде тестирования.

По темам, раскрывающим содержание демографических процессов, структур и прогнозирования, производится решение задач.

Проведение указанных практических занятий возможно как в обычных аудиториях с использованием инженерных калькуляторов, так и в компьютерных классах с использованием программы Microsoft Office Excel.