Вводные замечания

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Вопросы педагогической конфликтологии относятся к сла­бо разработанным в отечественной теории. На протяжении де­сятилетий они рассматривались, как правило, в связи с реко­мендациями о применении системы мер наказаний.

В последние годы появился ряд исследований, посвящен­ных психологическим аспектам конфликтного взаимодействия учителя и учащихся. В этих работах подчеркивается необходи­мость глубокого и многостороннего профессионального анали­за педагогических конфликтов, говорится об опасности упро­щенного видения столь сложных реалий повседневной школь­ной жизни1.

Актуальность изучения педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности учебно-воспитательного взаи­модействия, обусловлена потребностями школы, процессами ее демократизации и, гуманизации.

Длительное время в теории и практике конфликты в ба-зальном общении "учитель—учащиеся" оценивались односторонне, как нежелательные явления, следствие ошибочной ли­нии поведения воспитателя, его недостаточной требовательности.

Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе "учитель—учащиеся", преодоление которых предполагает использование специфической техно­логии. Именно они являются самыми распространенными, именно их преодоление требует от учителя профессионального

мастерства.

Что касается конфликтного взаимодействия учителя с кол­легами, родителями учащихся, школьной администрацией, то оно подчиняется общепринятым нормам делового общения и может быть предметом специального рассмотрения.

Современные исследователи справедливо подчеркивают: "Императивная педагогика — педагогика бесконфликтная, по­скольку деятельность в ее рамках основывается не на решении проблем, а на копировании и трансляции образцов уже извест­ной деятельности"1. Конфликты не разрешались, а подавлялись. Традиционные педагогические реакции на нарушение детьми школьного порядка и режима отличались репрессивностью.

Конфликтная ситуацияявляется всегда экстраординарной, и перевод ее в русло продуктивного взаимодействия требует от педагога творческого подхода, высокой коммуникативной ком­петентности, преодоления стереотипов авторитарной педагогики.

Серьезные пробелы в развитии педагогической конфликто­логии негативно сказываются на уровне профессионального мышления современного учителя, оборачиваясь неумением преодолевать естественно возникающие коммуникативные трудности. Думается, что наблюдающийся феномен массового отчуждения учащихся от школы и учителя, столь распростра­ненные дидактогении и скулофобии в значительной мере объ­ясняются принципиальными просчетами в регуляции межлич­ностного общения.

Этот вывод подтверждают данные B.C. Безруковой. В сис­теме профессионально-технического образования маргиналь-ность учащихся, находящихся в состоянии то скрытой, то от­крытой войны с педагогами, составляет не менее 30 %. Основ­ную причину "отверженности" подростков исследователь усматривает в распаде воспитательных отношений, начавшего­ся в школе2.

Изжить репрессивностьсложно. При обострении межлич­ностных противоречий, непослушании детей, нарушении школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения шкалы наказаний.

Вопросы ненасильственного преодоления межличностных конфликтов в школах Республики Беларусь обрели особый смысл в связи с Чернобыльским радиационным поражением многих регионов, констатируемой учеными повышенной нев-ротизацией детей и молодежи, необходимостью усиления пси­хотерапевтической направленности педагогических реакций учителя.

Культура разрешения межличностных конфликтов имеет не только воспитательное, но и дидактическое значение.Так, зару­бежные ученые связывают высокую результативность японской системы образования с умением учителей избегать прямых столкновений с детьми, находить в проблемных ситуациях компромиссные решения'.

Для того чтобы дать достаточно полную характеристику любому явлению, необходимо изучить комплекс его внутрен­них и внешних связей, их взаимозависимость. С научной точки зрения важно выделить и четко определить содержание терми­нов, с помощью которых описываются те или иные законо­мерности.

К основным конфликтологическим понятиямможно отнести: межличностное противоречие, конфликт, конфликтную ситуа­цию, объект, субъекты, предмет конфликта, инцидент. Рас­смотрим их.