Абдукция и законы науки
Путь к закону, как известно, лежит через гипотезу, но | гипотезы могут относиться как к отдельным, единичным событиям и фактам, так и к целому их классу. Поскольку законы \ являются общими утверждениями, постольку и объяснительные гипотезы, которые выдвигаются для их поиска, должны < иметь аналогичную логическую структуру. Рассмотрим эту 1 структуру подробнее.
Любой закон науки отображает существенную, регулярную, \ необходимую связь между явлениями природы и общества. Само представление о законе возникает из наблюдения регулярных, повторяющихся явлений и событий, связей между их свойствами и отношениями. Вначале такая регулярность может | иметь случайный характер, но постепенно в процессе познания и практической деятельности люди убеждаются в том, что она основывается на необходимой связи между явлениями, когда, ] например, одно явление неизбежно вызывает другое. Такую связь в настоящее время называют законом причинности. Ясно, что не всякую регулярность и повторяемость явлений можно назвать законом. Общеизвестно, что за днем регулярно наступает ночь, но нельзя считать день причиной возникновения ночи. Оба эти явления имеют общую причину — вращение земного шара вокруг своей оси.
В методологии науки выделяют два типа законов: универсальные и статистические. Когда определенная регулярность и необходимость наблюдается во все времена и во всех местах без исключения, то ее называют обычно универсальным законом. В законе всемирного тяготения универсальный его характер выражается в самом названии закона. Действительно, он утверждает, что два любых тела с массами т и М в любом месте пространства и в любое время притягиваются друг к другу с силой, пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния R между ними:
Mm
R2
История открытия закона всемирного тяготения ясно свидетельствует, что его установление тесно связано с использованием объяснительных гипотез. Исходным пунктом в этой истории является догадка, которую приписывают Ньютону: на открытие закона его навело падение яблока с дерева в саду. Известный исследователь творчества Ньютона академик С. И. Вавилов писал: «Рассказ этот, по-видимому, достоверен и не является легендой». В подтверждение своего утверждения Вавилов ссылается на признание самого Ньютона, сделанное в старости Стекелею: «Между прочим сэр Исаак сказал мне, что точно в такой же обстановке он находился, когда впервые ему пришла в голову мысль о тяготении. Она была вызвана падением яблока, когда он сидел, погрузившись в думы. Почему яблоко всегда падает отвесно, подумал он про себя, почему не в сторону, а всегда к центру Земли. Должна существовать притягательная сила в материи, сосредоточенная в центре Земли. Если материя так тянет другую материю, то должна существовать пропорциональность ее количеству. Поэтому яблоко притягивает Землю так же, как Земля яблоко. Должна, следовательно, существовать сила, подобная той, которую мы называем тяжестью, простирающаяся по всей Вселенной»1.
Падение яблока — это тот примечательный факт, с которого, по мнению Ч. С. Пирса, начинается всякое абдуктивное рассуждение. Именно попытка его объяснения приводит к накоплению и изучению новых фактов и проверке альтернативных гипотез. Исследование законов падения тел и силы тяжести было начато еще Галилеем, но он ограничивался лишь изучением законов земной механики. К тому же установленный им закон постоянства ускорения свободно падающих тел, применим лишь в области пространства, отстоящей недалеко от земной поверхности. Зато он сделал огромный вклад в исследование принципов механического движения и, в частности, принципа инерции. В отличие от общепринятого до него аристотелева представления, что под действием силы тело будет двигаться прямолинейно с постоянной скоростью, Галилей выдвинул и обосновал принцип, что тело будет двигаться прямолинейно и равномерно или оставаться в покое только при от-
Вавилов СИ. Исаак Ньютон. - М.- Л, Изд-во АН СССР. - С. 109,110.
сутствии внешних сил. Этот галилеевский принцип инерции сыграл выдающуюся роль и в становлении классической механики, и в открытии закона всемирного тяготения.
Новый крупный шаг в разработке гипотезы тяготения был связан с исследованием законов движения планет И. Кеплером. По существу открытые им эмпирические законы требовали более общего и конкретного объяснения характера той силы, ко-! торая заставляет планеты двигаться вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. По его мнению, эта сила распространяется от Солнца к планетам по прямым линиям и заставляет их вращаться вместе с ним. Кеплер предполагал, что значение этой силы убывает прямо пропорционально расстоянию планеты от Солнца. В своем основном труде «Новая астрономия или небесная физика» он рассматривает тяжесть как стремление к соединению родственных тел и уподобляет ее магнитному притяжению: «Если бы не существовало такой силы между Землей и Луной, — писал Кеплер, — то вся вода перетекла бы на Луну».
В «Математических началах натуральной философии» Ньютон называет в качестве своих предшественников и авторов других альтернативных гипотез, которые, однако, ограничивались только качественной их формулировкой. Так, например, французский ученый Буллиальдв критиковал гипотезу Кеплера и считал, что сила, исходящая от Солнца к планетам, убывает обратно пропорционально не в первой степени, а в квадрате. Более важными для Ньютона были соображения, высказанные в другой альтернативной гипотезе, выдвинутой итальянским ученым Борелли. Последний считал, что между небесными телами должно существовать естественное стремление к соединению друг с другом. Однако вращательное движение вызывает у них стремление к движению от центра. Совокупность таких движений, по его мнению, и объясняет эллиптическое движение планет вокруг Солнца.
Наиболее близко к объяснению кеплеровских законов движения планет и характера силы тяготения, по-видимому, подходил астроном и физик-экспериментатор Роберт Гук, который даже вступил с Ньютоном в спор о приоритете открытия закона всемирного тяготения. Он выдвигал разные гипотезы для объяснения эллиптических орбит планет, но в последних его мемуарах от 1674 г. содержатся уже идеи, которые в качественной форме весьма сходны с ньютоновскими. Его система мира «связана с тремя предположениями. Во-первых,
все небесные тела производят притяжения к их центрам, притягивая не только свои части..., но и другие небесные тела, находящиеся в сфере их действия... Второе предположение состоит в том, что всякое тело, получившее однажды простое прямолинейное движение, продолжает двигаться по прямой до тех пор, пока не отклонится в своем движении, другой действующей силой и не будет вынуждено описывать круг, эллипс или иную сложную линию. Третье предположение заключается в том, что притягивающие силы действуют тем больше, чем ближе тело, на которое они действуют, к центру притяжения»1.
Сравнивая все эти альтернативные гипотезы с ньютоновской, нельзя не убедиться, что она является наилучшей из всех, предложенных другими учеными. Некоторые из них оказалась явно не подходящими; другие — весьма неопределенными и основанными на аналогиях с магнитными силами; третьи, как гипотеза Гука, несмотря на сходство о ньютоновской, были выражены в общей, качественной форме и поэтому не приводили к точным количественным результатам, что затрудняло их проверку.
Этот краткий исторический экскурс в общих чертах показывает, какую важную роль играет примечательный факт в ходе построения альтернативных объяснительных гипотез и применения абдуктивных рассуждений в научном исследовании. В процессе открытия более простых эмпирических законов, как убедительно показал английский философ и историк науки Н. Р. Хэнсон на примере установления законов Галилея и Кеплера, абдуктивные, или ретродуктивные, рассуждения применяются еще с большим успехом. Следует, однако, заметить, что выявление наиболее правдоподобной гипотезы среди альтернативных происходит в ходе исторического научного поиска, так что авторы этих гипотез не могут сопоставить их друг с другом, и только развитие науки может установить, какая из них наилучшим образом объясняет все имеющиеся факты и в конце концов становится законом
науки.
Трудность поиска законов науки предопределена уже их структурой. Универсальные законы отображают необходимые, регулярные связи между всеми явлениями, относящимися к
• Вавилов СИ. Исаак Ньютон. - М.- Л.: Изд-во АН СССР.- С. 116,117.
определенному классу. Поэтому структура таких законов грамматически выражается условными высказываниями, а логически — общей импликацией, в которой используется универсальный квантор. Так, эмпирический закон теплового расширения тел устанавливает, что если тело нагреть, то оно расширится. Если обозначить свойства тела: Р — «быть нагретым» Q — «способность расширяться», закон символически можно представить следующей формулой:
(х) (Рх => Qx),
где (х) — универсальный квантор, который показывает, что связь между нагреванием и расширением тел относится ко всем телам: твердым, жидким и газообразным.
В статистистических законах рассматриваемая взаимосвязь относится не ко всем членам класса, а только к некоторым. Поэтому в отличие от универсальных законов в их символическом представлении используется экзистенциальный квантор, или квантор существования (Ех):
(Ех) (Ах => Вх).
Очевидно, что необходимая и регулярная связь между закономерными свойствами и явлениями в объективном мире имеет совершенно иной характер, чем между суждениями в логике. Поэтому в методологии науки различают, например, каузальную, или причинную, связь между причиной и действием в реальном мире, и связь между основанием и следствием в логике, хотя в обычной речи в обоих случаях говорят о причине и следствии.
Основная литература
Рузавин Т.П. Роль и место абдукции в научном исследова-нии//Вопросы философии, 1998, № 1.
Дополнительная литература
Поппер К Логика и рост научного знания — М: Прогресса, 1983. Лукин КВ. Применение абдуктивного вывода в динамических экспертных системах//Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании — М., 1966.