Эвристические принципы отбора гипотез
Требования к научным гипотезам, о которых говорилось выше, дают возможность исключить из рассмотрения явно несостоятельные и неправдоподобные гипотезы. Однако они не указывают никаких путей и способов поиска более правдоподобных гипотез. Речь в данном случае не идет о каком-то безошибочном способе поиска, который непременно гарантирует успех, а скорей о выработанных, научным познанием эвристических приемах и методах, облегчающих поиск истины, делающих его более организованным, целенаправленным и систематическим.
Подобные поиски новых научных истин путем формирования правдоподобных гипотез и предположений стали предприниматься с возникновением экспериментальной науки, изучающей процессы и явления природы с помощью наблюдения и опыта. Как мы видели, именно на стадии накопления и систематизации первоначальной информации в такой науке происходило установление эмпирических обобщений, гипотез и законов, а в связи с этим значительное распространение получил индуктивный метод.
Эйнштейн А, ИнфепьдЛ. Эволюция физики. - М.: Молодая гаардая, 1948. - С. 198.
Фрэнсис Бэкон, много сделавший для возрождения и пропаганды этого метода, считал аристотелевскую логику совершенно непригодной для опытных наук: «Логика, которой теперь пользуются, — писал он, — скорее служит укреплению и сохранению заблуждений, имеющих основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины»1. Поэтому в противовес логике дедукции, содержащейся в «Органоне» Аристотеля, он создал «Новый Органон», который, по его замыслу, должен стать инструментом для открытия новых истин в опытных науках. Именно таким инструментом должны стать построенные им каноны (правила) индукции. Поскольку такие каноны, по его мнению, непосредственно приводят к открытию новых научных истин, и сам путь их открытия «немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их»2, постольку Бэкон явно недооценивал роль гипотез в научном исследовании. Между тем без них невозможно применение самих канонов индукции. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим два из них, которые позднее Дж. С. Милль назвал методами
сходства и различия.
>- Метод сходства опирается на наблюдения и позволяет выделить сходный, или точнее, общий признак у исследуемых явлений. Наличие такого признака свидетельствует о том, что именно он вызывает или порождает другое явление, т.е. служит его причиной. Метод различия вообще и единственного различия в частности основывается на наблюдении по крайней мере двух явлений, которые отличаются наличием или отсутствием у них единственного признака. Существование такого признака вызывает или порождает определенный результат, отсутствие — исключает его.
>• Метод различия (в отличие от метода сходства) позволяет изменять условия проведения опыта и поэтому допускает экспериментирование с явлениями3.
Простой опыт поясняет сказанное. Мышь помещают под колокол воздушного насоса. Пока там есть воздух, она остается живой, но как только его выкачают, мышь погибает.
Анализируя эти простейшие методы индуктивного исследования, которые Бэкон называл канонами открытия новых истин, а Д.С. Милль — методами установления причинных зависимостей, нетрудно убедиться, что они предполагают обраще-
ние к гипотезам. Ведь, чтобы искать общий признак у явлений, надо предположить его наличие у сходных явлений. Аналогично этому, для обнаружения единственного различия между явлениями, необходимо найти среди различных признаков именно тот, от которого зависит возникновение следствия. В принципе, например, жизнь мыши может зависеть от множества разных факторов, но чтобы провести описанный выше опыт, надо было предварительно выдвинуть гипотезу, что причиной ее гибели в данном случае является отсутствие воздуха, содержащего кислород,
Таким образом, гипотеза — выступает ли она в форме научного предположения или даже простой догадки — всегда лежит в основе индуктивного метода. Сам этот метод обычно применяется в двух основных формах: индукции посредством перечисления (энумеративной индукции) и индукции посредством исклю- -чения (элиминативной индукции). Нам уже неоднократно приходилось отмечать, что индуктивные рассуждения, как и остальные правдоподобные рассуждения, могут приводить лишь к вероятностным заключениям, Поэтому создать индуктивную логику открытия в эмпирических науках нельзя, так же как нельзя построить индуктивную машину, которая бы посредством анализа имеющихся фактов открывала новые законы
Возникает вопрос: какую же роль индукция играет в научном исследовании? Из всего сказанного выше, следует, что она способствует лишь поиску истины, делает этот поиск более целенаправленным и упорядоченным. А это и означает, что она играет эвристическую роль. В самом деле, посредством перечисления фактов, подтверждающих обобщение или гипотезу, т. е. энумеративной индукции, обычно аккумулируют эмпирическую информацию, которая служит основанием для выдвижения гипотезы. Но надежность такой гипотезы зависит, во-первых, от общего числа подтверждающих фактов, во-вторых, от того, насколько разнообразны такие факты. Обычно она остается правдоподобной до тех пор, пока не наталкивается на Противоречащие факты. Естественно поэтому в индуктивной Логике чаще всего обращаются к элиминативной, или исключающей, индукции.
Пусть имеется множество взаимоисключающих гипотез1:
v... v Н„. Сопоставляя их следствия с эмпирическими
1 Данными, последовательно исключают те гипотезы, следствия ко-
1 Бэкон Ф. С0Ч..Т.2. - М.: Мысль, 1972. - С. 13.
2 Там же. — С. 27. .
3 Рузавин Г. И. Логика и аргументация. - C.2UU-zui.
1 * — знак исключающей дизъюнкции.
торьгх опровергаются этими данными, пока не приходят к од-| ной из возможных гипотез. Этот способ часто называют! «отрицательным подходом к истине». Такой же характер по су-! ществу имеет и критерий фальсификации К. Поппера. Во всем подобных случаях индукция используется не для открытия, а| для проверки и подтверждения гипотез. Во всем дальнейшем из-1 ложении, следуя классификации умозаключений выдающегося! американского логика и философа Ч.С. Пирса, мы будем именно! в таком смысле применять индукцию. Тем не менее мы не отка-зываемся от индукции проблематической, основанной на изуче-1 нии определенной группы явлений, для получения эмпириче-1 ских обобщений и законов. В связи с этим нам представляется] совершенно необоснованной позиция К. Поппера, который полностью отвергает индукцию как способ рассуждения, по4 скольку ее заключения не имеют окончательного, достоверного! характера. Действительно, заключения индукции,в отличие от| дедукции, только правдоподобны, но дедукция делает свои вы! воды в основном от общего к частному, но чтобы получить да-1 же простейшее обобщение или эмпирически закон, необходимся обратиться к правдоподобным рассуждениям, в частности к индукции. В свою очередь такие обобщения можно проверить с помощью дедукции. Поэтому в реальном процессе научного] исследования индукция и дедукция оказываются взаимосвязан-! ными и дополняющими друг друга аспектами исследования. ] В силу сказанного, позиция К. Поппера, предлагающего] превратить процесс научного исследования в непрерывный процесс «проб и исключения ошибок», представляется нам не! убедительной. Он советует «выдвигать смелые догадки на про-] бу, чтобы исключить их потом в результате противоречия с на! блюдениями»1. Очевидно, что не только догадки, но особенна гипотезы в ходе исследования должны подвергаться обоснова] нию и проверке, причем не только экспериментальной, но и теоретической. Ведь прежде чем ученьде предложат гипотез! для экспериментальной проверки, они немало должны потру] диться над тем, чтобы она была согласована со всем имею] щимся теоретическим и эмпирическим знанием в данной об] ласти науки. Однако, кроме наличного знания, они стремятся опереться также на некоторые общие нормы рассуждений, ко] торые можно разделить во-первых, на эвристические принципы
Л, во-вторых, регулятивные правила. Соблюдение норм в таких правдоподобных рассуждениях, как индукция, аналогия и статистика, делают научный поиск более систематическим, целенаправленным и организованным и тем самым коренным образом отличают его от бесцельного и неэффективного способа непродуманных догадок и опровержений. Таким образом, соблюдение эвристических принципов делает путь к правдоподобной гипотезе менее трудным и более надежным, хотя и неоднозначно определенным.
Обсуждение этих вопросов начнем с рассмотрения тех норм, которые отличают применение индукции в науке от ее использования в обыденном познании. Обычно в последнем случае прибегают к отдельным, изолированным обобщениям некоторой группы фактов, а само обобщение относится к непосредственно наблюдаемым свойствам предметов и явлений. Разумеется, даже накопление некоторого числа фактов с помощью простейшей индукции через перечисление дает исследователю определенную уверенность в том, что его обобщение или гипотеза не является случайной догадкой и произвольным допущением. Дальнейшие уточнения в рамках индуктивных методов рассуждения могут способствовать корректировке и модификации гипотезы.
В качестве иллюстрации обратимся к традиционному примеру, приводимому обычно в учебниках логики для демонстрации недостоверного характера заключения индукции: «Все лебеди белые». Ненадежность такого индуктивного обобщения станет ясной для всякого, кто обратит внимание на то, что в нем выбрано несущественное свойство, которое предполагается не зависящим от места обитания этих птиц, климата, характера питания и т. п. условий. Несмотря на недостоверный характер любого индуктивного обобщения, степень его правдоподобности может быть увеличена за счет дополнительного исследования тех конкретных условий и обстоятельств, с которым оно связано. В самом деле, в нашем примере для этого достаточно бьио выявить существенную связь цвета перьев с анатомо-Фйзиологической структурой лебедей, их зависимость от различных условий окружающей среды и затем собрать факты, свидетельствующие об их окраске в разных местах обитания. Поэтому при использовании индукции в научном исследовании стремятся выявить не только сходные факты, но и факты несходные, отличающиеся от первых, но подтверждающие гипо-
1 Popper К. Conjectures and Refutations. - P. 46.
тезу. Но самое главное — свойства или отношения, которые обобщаются в индуктивном обобщении или гипотезе, должны отражать существенные, закономерные связи между исследуемыми свойствами предметов и явлений. В связи с этим небезынтересно рассмотреть вопрос, который в свое время задавал Дж. С. Милль: почему иногда одного случая достаточно, чтобы убедиться в справедливости гипотезы универсального характера, тогда как бесчисленное множество сходных случаев не меняет веры в нее? Он также пытался найти такой способ рассуждения, для которого исследования одного случая достаточно, чтобы убедиться в его правдоподобности, в то время как сотни сходных случаев ничего существенного не добавляют к его вероятности. Милль даже полагал, что тот, кто найдет ответ на этот вопрос, покажет, что он знает о философии логики больше, чем мудрейшие из древних, и разрешит проблему индукции.
На самом деле найти ответ на миллевский вопрос сравнительно нетрудно, если проводить различие между разными видами подтверждающих общую гипотезу случаев. Очевидно, что если рассматриваемый случай является репрезентативным для: соответствующего типа предметов или явлений, т. е. в нем внутренне связаны существенные их свойства, тогда отпадает необходимость исследования других случаев, чтобы убедиться в| правдоподобности гипотезы. Например, из химии нам известно, что золото представляет собой благородный металл (атомный номер 79), желтого цвета, ковкий, химически весьма инертный, на воздухе не окисляется даже при нагревании. Все внешне наблюдаемые его свойства определяются внутренней структурой атомов. Поэтому любую металлическую вещь с таким свойствами мы безошибочно отнесем к золотым. Если же выбрать у разных предметов какое-либо несущественное общее свойство, то на его основании нельзя их классифицировать. Например, по зеленой окраске забора, книжного переплета, травы нельзя судить о самих носителях этого свойства, так как оно не связано с внутренней их структурой. Эти простые соображения дают возможность проводить различие между разными случаями верификации гипотез. ч
Если случай является репрезентативным образцом для подтверждающих примеров обобщения или гипотезы, тогда все другие примеры будут подобны с ним и поэтому вероятность истинности обобщения будет высока. В другом случае она останется низкой.
Другая характерная особенность индуктивных обобщений в науке состоит в том, что в ней подтверждающие случаи одних гипотез подкрепляются аналогичными случаями других гипотез. Поэтому важно различать в нашем познании «общие утверждения, являющиеся относительно изолированными друг от друга, от тех, которые взаимосвязаны в логическую систему и тем самым подкрепляют друг друга»1. Если на ранних этапах развития науки используются преимущественно отдельные изолированные обобщения и гипотезы, то в дальнейшем все больше начинают применяться логически взаимосвязанные и, следовательно, подкрепляющие друг друга. Это означает, что факты, которые подтверждают данную гипотезу, будут также подтверждать другие, логически связанные с ней гипотезы. Поэтому, например, наблюдения и эксперименты, подтверждающие гипотезу Галилея о постоянстве ускорения свободно падающих тел, одновременно подтверждают гипотезу всемирного тяготения, выдвинутую Ньютоном, поскольку первая гипотеза может быть логически выведена из второй.
В отличие от индукции и других форм правдоподобных умозаключений, которые используются во всех науках, регулятивные правила имеют более специальный и частный характер и поэтому применяются лишь в отдельных областях науки, в особенности достигших достаточной теоретической зрелости. Так, например, в физике при построении квантовой теории с успехом был использован принцип соответствия. Согласно этому принципу, основные понятия и исходные посылки двух родственных теорий, например, классической и квантовой механики определенным образом соответствуют друг другу, так что в предельном случае посылки квантовой теории переходят в посылки классической теории. В свою очередь, посылки классической механики можно было использовать в качестве эвристического средства для нахождения посылок квантовой механики. Впервые такую попытку «применения квантовой теории на такой точке зрения, которая дает надежду рассматривать теорию квантов как рациональное расширение наших обычных представлений»2 предпринял выдающийся датский физик Нильс Бор. В неявной форме принцип соответствия
1 Cohen M., Nagel E. An introduction to Logic and Scientific Method-L., Routledge &
Paul, 1964.-. P. 281.
2 Бор Н. Избранные научные труды. T.I. — M.: Наука, 1970. — С. 334.
Рузавин Г.И.
применялся уже при концептуальной проверке специальной и общей теории относительности1.
Другими широко известными эвристическими средствами научного поиска являются мысленный эксперимент и построение различных видов моделей изучаемых процессов. Мысленный эксперимент дает возможность отвлечься от целого ряда ограничений реальных процессов, идеализировать их и тем самым рассматривать в предельных условиях и состояниях. Так, например, к закону инерции основоположники механики Галилей и Ньютон пришли в результате идеализированного эксперимента, ибо никакой реальный эксперимент не дает возможности освободиться от воздействия на тело внешних сил. Нередко обращался к мысленному эксперименту и создатель теории относительности А. Эйнштейн. Как вспоминал М. Борн, мысленный эксперимент со свободно падающим лифтом послужил для него «путеводной нитью в создании общей теории относительности»2.
Построение моделей, причем не только наглядных, но также концептуальных и математических, сопровождает процесс научного поиска от его начала до конца, давая возможность охватить в единой системе наглядных или абстрактных образов основные особенности исследуемых процессов. В последние годы с появлением быстродействующих компьютеров стало возможным строить более сложные математические модели. Сравнивая различные варианты компьютерных моделей, можно выбирать наиболее оптимальные значения величин сложных реальных процессов и таким способом осуществлять компью^ терный, или вычислительный, эксперимент.
Возвращаясь к вопросу о роли эвристических методов и средств научного поиска, в частности индукции и других правдоподобных рассуждений, следует особо подчеркнуть, что они осуществляют скорей нормативную, чем прескриптивную функцию. Так, уже правила дедукции устанавливают нормы, соблюдение которых обеспечивает логическую обоснованность доказательства, но они не содержат предписания, с помощью которых можно было бы выводить теоремы из аксиом. Для индукции вообще не существует каких-либо точных правил, и поэтому ее нормы пред-
1 Буше М. Философия физики. — М.: Прогресс, 1975. — С. 289.
2 Борн М. Физика и теория относительности//Эйнпггейн и развитие физико-
математической мысли. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 81.
ставляют собой скорей рекомендации для целенаправленного и систематического поиска, чем строгие правила или алгоритмы.
Критическое отношение к классической теории индукции ясно выявилось в середине прошлого века и обычно связывается с именами таких ученых, как У. Узвелл, Д. Гершель, Ю. Либих и др. Наиболее четко это отношение было сформулировано У. Уэвеллом, который подчеркивал, что научное открытие представляет собой «счастливую догадку», а не индуктивное заключение из опыта. По его мнению, роль индукции состоит скорее в экстраполяции, или распространении такой догадки на новые случаи. Поскольку процесс открытия новых истин не поддается логическому контролю, то такому контролю должна быть подвергнута проверка выдвигаемых гипотез с помощью дедукции из них следствий. «Частные факты, которые служат основой индуктивного вывода, — писал Уэвелл, — являются заключением в логической цепи дедукций. И таким образом дедукция устанавливает индукцию»1. Отсюда становится ясным, что процесс научного открытия начинается со «счастливой догадки», которая затем с помощью индукции распространяется на другие случаи и обобщается. Наконец, из этого обобщения посредством дедукции выводятся логические следствия, которые подвергаются эмпирической проверке. Таким образом, подход Уэвелла можно рассматривать скорее как индуктивно-дедуктивный, чем гипотетико-дедуктивный. Последнее название он приобрел уже в нашем столетии под влиянием критики индукции и ограничения задач логики и методологии научного познания контекстом обоснования новых идей и гипотез.
Основная литература
Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. — М.:
Высшая школа, 1961.
Копнин П.В. Гипотеза и познание действительности. —
Киев.: Наукова думка, 1962.
Поппер К. Логика и рост научного знания — М.: Прогресс, 1983.
Рузавин Т.Н. Методы научного исследования — М.> Мысль,
1974.
Whewell W. Nowum Organon Renovatum. — London, 1958. — P. 114.
Дополнительная литература
Введенский А.И. Логика как часть теории познания. — Петроград, 1917.
Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М.: Изд-во иностр. лит., 1957. Пуанкаре А. О науке. — М.: Наука 1983.