Военно-политическое сотрудничество государств — участников СНГ

Тема 12. Основные функции и перспективы развития СНГ

Высшим органом Содружества в военно-политической сфере является Совет глав государств. Координацию военно-экономиче­ской деятельности Содружества осуществляет Совет глав прави­тельств. Согласно ст. 15 Устава СНГ конкретные вопросы воен­но-политического сотрудничества государств-членов регулируют­ся специальными соглашениями.

Еще в 1992 г. было заключено свыше десяти многосторонних соглашений в области военно-политического сотрудничества го­сударств — членов СНГ. Все они носили в основном переходный характер и были направлены, по сути, на упорядоченный раздел советского военного потенциала.

За истекшие после образования СНГ почти 15 лет на про­странстве СНГ создана разветвленная организационная структура военного сотрудничества. Она включает такие рабочие органы, как Совет министров обороны, Секретариат, Комитет начальни­ков штабов вооруженных сил государств — участников СНГ, Ко­ординационный комитет по вопросам ПВО, Военно-технический комитет, Комитет руководителей органов по работе с личным со­ставом (воспитательной работы) министерств обороны, Межгосударственный координационный центр по увековечению памяти защитников Отечества.

Организационным стержнем многостороннего военного со­трудничества на пространстве СНГ является Совет министров обороны государств-участников, образованный в 1992 г. В нем участвуют все государства СНГ за исключением Молдовы, Турк­менистана и Украины. Приоритетным в деятельности Совета ми­нистров обороны стало согласование усилий министерств оборо­ны стран Содружества в реализации межгосударственных согла­шений и решений Совета глав государств в области обороны и военной безопасности.

Важное значение имеют совместные усилия по сближению нормативно-правовой базы в области военного строительства и обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц, уво­ленных с военной службы, и членов их семей, а также реализации договоренностей, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на территориях государств Содружества и его внеш­них границах.

Весьма значимым в военном отношении направлением взаи­модействия является обеспечение безопасности воздушного про­странства Содружества. 10 февраля 1995 г. подписано Соглаше­ние о создании объединенной системы противовоздушной оборо­ны СНГ (ОС ПВО) и утверждено Положение о нем. В целях согласования усилий по созданию и совершенствованию ОС ПВО и координации действий войск и сил ОС ПВО образован Коорди­национный комитет по вопросам ПВО при СМО СНГ. В ОС ПВО СНГ участвуют шесть государств — участников ДКБ, а также Ук­раина и Узбекистан, причем последние — на основе двусторонних соглашений с Россией. Следует отметить, что Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения несут совместное боевое дежурст­во в рамках ОС ПВО. Это означает, что командные пункты ВВС и ПВО армий этих стран обмениваются информацией о воздуш­ной обстановке и готовы в определенных условиях совместно про­тивостоять нарушителям воздушного пространства. К пятерке со­бирается присоединиться Таджикистан.

Заключение Договора о коллективной безопасности (ДКБ) в 1992 г., его регистрация в 1995 г. в Секретариате ООН как согла­шения, призванного решать вопросы поддержания мира и без­опасности в регионе, продление Договора в 1999 г. шестью госу­дарствами — Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Российской Федерацией и Таджикистаном — деятельность вну­шительной системы межгосударственных органов системы кол­лективной безопасности, а также имевшие место факты востребо­ванности Договора дали основание главам государств — членов Договора в мае 2002 г. принять решение о создании международной региональной Организации Договора о коллективной безопас­ности (ОДКБ).

28 апреля 2003 г. на сессии Совета коллективной безопасности государств — участников ОДКБ подписан пакет документов по окончательному образованию нового военно-политического сою­за - ОДКБ.

Как отметил Президент России В. В. Путин, «события в мире подтверждают правильность и своевременность сделанного нами выбора в пользу создания Организации Договора о коллективной безопасности. Ведь в непосредственной близости от нас есть не­мало источников возникновения реальных, а не мнимых угроз — терроризма, транснациональной преступности, наркоинтервен­ции. Вместе с партнерами по ОДКБ мы обязаны обеспечить ста­бильность и безопасность на значительной части пространства бывшего Советского Союза».

Высший орган Организации Совет коллективной безопас­ности, в который входят президенты государств-участников. Сес­сии Совета проходят один раз в год, если политическая или воен­ная ситуация не требуют чрезвычайных заседаний и решений.

Совет министров иностранных дел ОДКБ занимается политиче­скими вопросами, рассматривает международную ситуацию. В плановом режиме министры собираются два раза в год. Кроме того, созданы Совет министров обороны; Объединенный штаб; Ко­митет секретарей Советов безопасности; Постоянный совет, объе­диняющий полномочных представителей государств, работающих при ОДКБ на постоянной основе. Высшим координирующим ор­ганом ОДКБ является Секретариат во главе с Генеральным сек­ретарем, назначаемым Советом коллективной безопасности сро­ком на три года.

Следует отметить, что в Центрально-Азиатском регионе дисло­цируются Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), которые сформированы на базе военных структур России, Казах­стана, Киргизии и Таджикистана. Создано управление КСБР, ко­торое находится в Киргизии. Кроме того, сформированы регио­нальные командования сил быстрого развертывания: на западном направлении — в Белоруссии, на кавказском направлении — в Ар­мении и на центрально-азиатском направлении — в Казахстане. Таким образом, формируется единый военный организм ОДКБ, способный отвечать на любые военные вызовы и противодейство­вать возникающим угрозам.

Государства — участники СНГ уделяют постоянное внимание предотвращению и урегулированию имеющихся на пространствеСодружества конфликтов, нередко перерастающих в вооруженные столкновения. Важную роль в этом деле играет Концепция пре­дотвращения и урегулирования конфликтов на территории госу­дарств — участников Содружества от 19 января 1996 г. Она пред­ставляет собой совокупность взглядов государств СНГ на пути устранения наиболее острых трений между ними, которые могут перейти к вооруженным столкновениям. Усилия государств СНГ должны быть направлены на предотвращение и урегулирование подобных конфликтов, а также постконфликтное построение мира. Наиболее предпочтительным путем разрешения споров и предотвращения конфликтов является использование превен­тивных политических и дипломатических усилий. Принятые в развитие Концепции соглашения направлены на всестороннее оздоровление атмосферы в отношениях между государствами — членами Содружества.

Проблема грузино-осетинских отношений благодаря посредни­честву международных организаций, а также доброй воле самих сторон конфликта может быть в недалеком будущем решена. Од­нако это произойдет в том случае, если Грузия сумеет в рамках конституции страны определить такой правовой статус Южной Осетии, который удовлетворял бы обе стороны конфликта.

В решении грузино-абхазской проблемы с участием ООН, ОБСЕ, СНГ, а также России есть некоторые подвижки, однако коренного перелома здесь не произошло. Присутствие миротвор­ческих сил СНГ играет здесь стабилизирующую роль.

Проблема Нагорного Карабаха, возникшая еще в 1988 г., сейчас так же далека от своего разрешения, как и 15 лет назад. Усилия России, СНГ, всего мирового сообщества пока не увенчались ус­пехом. Состоявшиеся 20 встреч президентов Азербайджана и Ар­мении также не привели к разрешению конфликта, хотя и не­сколько смягчили атмосферу вражды и отчуждения между двумя государствами.

С 1996 г. начал действовать форум на высшем уровне — «кавказ­ская четверка». К сожалению, в его деятельности в течение более трех лет была пауза. В 2000—2003 гг. в рамках данного форума со­стоялся ряд встреч президентов Азербайджана, Армении, Грузии и России. Есть определенная надежда на то, что именно в рамках «кавказской четверки» удастся добиться подвижек в разрешении конфликтов в регионе, решить многие другие насущные пробле­мы сотрудничества государств «Большого Кавказа».

Наметился определенный прогресс в разрешении приднестров­ского конфликта. Идет разработка проекта конституции Молдовы, в которой будут определены принципы построения единого госу­дарства, удовлетворяющие и приднестровскую сторону.

Своего рода примером решения сложных конфликтов в рамках СНГ может служить внутритаджикский конфликт, который в 1996 г. удалось решить мирным путем.