Генеральная Ассамблея ООН

Тема 10. Органы ООН

Компетенция.Генеральная Ассамблея является самым предста­вительным органом Организации. Она состоит из всех членов Ор­ганизации. Из содержания главы IV Устава ООН можно заклю­чить, что Генеральная Ассамблея является высшим органом Орга­низации. Согласно ст. 15 Устава она получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности. Эти док­лады должны включать отчет о мерах по поддержанию междуна­родного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.

Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам — членам ООН иСовету Безопасности. Однако ко­гда Совет Безопасности выполняет возложенные на него Уставом ООН функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекоменда­ции, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безо­пасности не запросит об этом.

Из содержания ст. 10 Устава ООН вытекает, что Генеральная Ассамблея вправе: а) обсуждать любые вопросы или дела в преде­лах Устава ООН; б) разрабатывать и утверждать рекомендации государствам-членам иСовету Безопасности. Она вправе обра­щать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.

Генеральная Ассамблея организует также исследования и дела­ет рекомендации в целях:

а) содействия международному сотруд­ничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации;

б) содейст­вия сотрудничеству в области экономической, социальной, куль­туры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Порядок работы.Генеральная Ассамблея собирается на очеред­ные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которые могут потребовать обстоятельства.

Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередную сес­сию в третий вторник сентября. Генеральный секретарь уведомля­ет всех членов ООН об открытии такой сессии не менее чем за 60 дней. По рекомендации Генерального комитета в начале каж­дой сессии он устанавливает дату закрытия очередной сессии.

Специальныесессии Генеральной Ассамблеи созываются в те­чение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требова­ния от Совета Безопасности или от большинства членов ООН о созыве такой сессии или сообщения большинства членов ООН о присоединении к требованию о созыве.

Чрезвычайныеспециальные сессии созываются в течение 24 ча­сов с момента получения Генеральным секретарем требования о созыве такой сессии, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых девяти членов Совета, требова­ния большинства членов ООН, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете. Любой член ООН может потребовать у Генерального секретаря созыва чрезвычайной специальной сес­сии. Генеральный секретарь извещает немедленно других членов Организации об этом требовании и запрашивает их, присоединя­ются ли они к нему. Если в течение 30 дней большинство членов ООН присоединится к этому требованию, то Генеральный секре­тарь созывает специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН.

Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем ООН и сообщается ее членам не менее чем за 60 дней до открытия сессии. Она состоит из более чем 100 вопросов.

Однако постоянными пунктами являются следующие вопросы:

а) доклад Генерального секретаря о работе Организации;

б) доклады Совета Безопасности, ЭКОСОС, Совета по опеке, Ме­ждународного суда, вспомогательных органов Генеральной Ас­самблеи и специализированных учреждений;

в) все пункты, о включении которых Генеральная Ассамблея постановила на од­ной из своих предыдущих сессий;

г) все пункты, предложенные любым членом ООН;

д) все пункты, относящиеся к бюджету на следующий финансовый год, и доклад об отчете за истекший фи­нансовый год;

е) все пункты, которые Генеральный секретарь счи­тает необходимым внести на рассмотрение Генеральной Ассамб­леи;

ж) все пункты, предложенные государствами, не являющими­ся членами ООН.

Любой член ООН, любой из ее главных органов или Генераль­ный секретарь могут не менее чем за 30 дней до даты, назначен­ной для открытия очередной сессии, потребовать включения в по­вестку дня дополнительных пунктов.

В предварительную повестку дня специальной сессии вносятся только те пункты, рассмотрение которых предложено в требова­нии о созыве специальной сессии.

Делегации государства — члена ООН на сессии Генеральной Ассамблеи состоит не более чем из пяти представителей и пяти за­местителей и из необходимого делегации числа советников, технических советников, экспертов и лиц, занимающих подобное положение.

Основным органом, определяющим порядок работы сессии Генеральной Ассамблеи, является Генеральный комитет. Он со­стоит из Председателя Генеральной Ассамблеи, 21 заместителя Председателя и председателей семи главных комитетов. На его за­седаниях имеют право присутствовать председатели других коми­тетов и участвовать в прениях без права голоса. Генеральный ко­митет может вносить изменения в принятые Генеральной Ассамб­леей резолюции, но эти изменения могут относиться только к форме, а не к существу. Все такие изменения представляются на рассмотрение Генеральной Ассамблеи.

Английский, испанский, китайский, русский и французский языки являются официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи, ее комитетов и подкомитетов. Арабский язык является как официальным, так и рабочим языком Генеральной Ассамблеи и ее главных комитетов. Все резолюции и другие документы изда­ются на языках Генеральной Ассамблеи. По решению Генераль­ной Ассамблеи ее документы и документы ее комитетов и подко­митетов издаются и на любом другом языке.

Генеральная Ассамблея может учреждать комитеты, которые она сочтет необходимыми для выполнения ее функций. Наиболее детальное обсуждение вопросов проходит в следующих семи глав­ных комитетах:

в Первом комитете — по политическим вопросам и вопросам безопасности, включая вопросы разоружения (начи­ная с XXXI сессии Генеральной Ассамблеи этот комитет занима­ется в основном вопросами разоружения);

Специальном политиче­ском комитете, которому передаются политические вопросы, вхо­дящие в компетенцию Первого комитета;

Втором комитете — по экономическим и финансовым вопросам;

Третьем комитете — по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры;

Чет­вертом комитете — по вопросам международной опеки и несамо­управляющихся территорий;

Пятом комитете — по администра­тивным и бюджетным вопросам;

Шестом комитете — по право­вым вопросам.

Все главные комитеты проводят в первую неделю сессии выбо­ры своего председателя, двух заместителей председателя и доклад­чика. Председатели главных комитетов не участвуют в голосова­нии, а вместо них могут голосовать другие члены их делегаций.

Резолюции и решения. Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Как явству­ет из п. 2 ст. 4 Устава ООН, термином «постановление» обозначаются акты, принимаемые Генеральной Ассамблеей по рекоменда­ции Совета Безопасности. Они, как правило, обращены к государ­ствам-членам и напоминают им об их правах и обязанностях. Акт приема или исключения государств из ООН также оформляется в виде постановления.

Термин «рекомендация» неоднократно встречается в Уставе ООН (ст. 10, 11, 13 и др.). Например, согласно п. 1 ст. 11 Устава Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разо­ружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безо­пасности. В ст. 13 Устава ООН говорится о том, что Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в це­лях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации, а также содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования и т. д. В этой статье Устава ООН указывается, в каких случаях Генеральной Ассамблеей еще делаются рекомендации.

Термин «решение» употребляется в п. 2 ст. 18 Устава ООН. В нем говорится о следующем: решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутст­вующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти во­просы включают: рекомендации в отношении поддержания мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасно­сти, прием новых членов Организации, приостановление прав и привилегий членов Организации.

Таким образом, согласно п. 2 ст. 18 Устава решенияГенераль­ной Ассамблеи по вопросам поддержания мира и безопасности именуются рекомендациями, а решения по вопросам приема новых членов и другим вопросам в соответствии с п. 2 ст. 4 называются постановлениями.

Все резолюции Генеральной Ассамблеи независимо от наиме­нования и содержания нумеруются по порядку. Номер сессии обозначается римской цифрой. Специальные сессии перед номе­ром имеют букву «S», чрезвычайные — «ES», Все резолюции име­ют свое название.

Невзирая на численность населения все государства-члены — от самых больших (Китай — 1,2 млрд человек) до самых малых (Палау — 16 тыс. человек) — имеют по одному голосу в Генераль­ной Ассамблее.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам прини­маются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в го­лосовании членов Ассамблеи.

Согласно п. 2 ст. 18 Устава ООН к важным относятся следующие вопросы:

а) рекомендации в от­ношении поддержания международного мира и безопасности;

б) выборы непостоянных членов Совета Безопасности;

в) выбо­ры членов Экономического и социального совета;

г) выборы чле­нов Совета по опеке;

д) прием новых членов в ООН;

е) приоста­новление прав и привилегий членов ООН;

ж) исключение из ООНее членов;

з) вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки; и) бюджетные вопросы. Перечень этих вопросов является исчерпывающим.

Решения по другим вопросам, включая определение дополни­тельных категорий вопросов, которые подлежат решению боль­шинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Государство — член ООН, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса на сессиях Генеральной Ассамблеи. Однако эта санкция применя­ется лишь тогда, когда сумма задолженности такого государства равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому государству участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по незави­сящим от него обстоятельствам.

Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по смыслу ст. 11 Ус­тава не носят обязательного характера. Они создают лишь реко­мендации государствам-членам. Таким образом, они содержат нормы так называемого «мягкого» права.

Вспомогательные органы. Всоответствии со ст. 22 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспо­могательные органы, которые она сочтет необходимыми для осу­ществления своих функций. В настоящее время функционируют около 100 таких органов. По правовому статусу их можно объеди­нить в три группы:

а) органы, являющиеся по своему статусу ме­ждународными организациями;

б) постоянные органы;

в) вре­менные органы.

В первую группу входят Программа ООН по окружающей сре­де (ЮНЕП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа развития ООН (ПРООН). Они в полной мере соответствуют признакам межправительственных организа­ций, хотя и являются автономными органами Генеральной Ас­самблеи.

Вторую группу составляют, в частности:

Конференция по ра­зоружению (создана в 1961 г., входят более 40 государств),

Коми­тет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г., входят около 60 государств),

Межправительст­венный комитет по науке и технике в целях развития (создан в 1979 г., является комитетом полного состава),

Всемирный про­довольственный совет (создан в 1974 г., входят около 40 госу­дарств),

Комиссия международного права (учреждена в 1947 г., входят представители более 30 государств),

Комиссия ООН по праву международной торговли (создана в 1966 г., входят 36 госу­дарств).

В третью группу можно отнести вспомогательные органы ad hoc, например Специальный комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации (создан в 1974 г.), Специальный комитет про­тив апартеида (создан в. 1962 г.), Специальный комитет по Индий­скому океану (создан в 1972 г.). Они занимаются сравнительно уз­ким кругом проблем, эпизодически собираются на свои заседания и ликвидируются после подготовки соответствующих международ­но-правовых документов или решения проблем, составляющих предмет их деятельности.