Краткая история создания ООН

Тема 9. История создания и правовой статус ООН

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И ЕЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Литература

Бордунов В. Д. Правовой механизм деятельности международ­ных авиационных организаций. М., 1989.

Зайцева О. Г. Международные межправительственные органи­зации. М., 1983.

Герчикова И. Н. Международные экономические организации. М., 2000.

Ковалева Т. М. Правотворчество межгосударственных организаций и его виды. Калининград, 1999.

Малинин С. А. Мирное использование атомной энергии. М., 1971.

Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1979.

Шармазанашвши Г. В. Международные межправительственные организации. М., 1979.

Шибаева Е. А. Право международных организаций. М., 1986.

Amerasinghe С. F. Principles of the International Law and Inter­national Organizations. Cambridge, 1996.

Bekker P. The Legal Position of Intergovernmental Organizations. Dordrecht, 1994.

Robbie S. Procedure at International Conference: A Study of the Rules of Procedure of Conferences and Assemblies of International Inter-Governmental Organizations. Cambridge, 1997.

Sato T. Evolving Constitutions of International Organizations. The Hague / London / Boston, 1996.

Schemers H. and Bbkker N. International Institutional Law. Third Rev. Ed. The Hague / London / Boston, 1995.

Shelton D. The Participation of Nongovernmental Organizations in International Juridial Proceedures // American Journal of International Law. Vol. 88. 1994. № 4. P. 611—642.

Suy E. The Status of Observers in International Organizations. Academie de Droit International. Recueil des Cours. 1978. II. T. 160. le Netherlands, 1979. P. 79-179.

Четкая идея о необходимости создания всемирной организа­ции по вопросам поддержания и упрочения мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подпи­санной 4 декабря 1941 г. В этом документе подчеркивается, что обеспечение прочного и справедливого мира может быть достиг­нуто только новой международной организацией, основанной на объединении демократических стран в прочный союз. При созда­нии такой организации решающим моментом должно быть уваже­ние к международному праву, поддержанному коллективной воо­руженной силой всех союзных государств.

Несмотря на очевидную потребность в создании всеобщей ме­ждународной организации для установления послевоенного пра­вопорядка, эта идея не нашла признания в Декларации Объеди­ненных Наций, подписанной 26 странами.

Решение о создании всемирной международной организации по поддержанию международного мира и безопасности было при­нято на территории бывшего СССР — государства, внесшего ре­шающий вклад в разгром фашистских агрессоров и руководящим принципом внешней политики которого являлся принцип мирно­го сосуществования государств различных общественно-полити­ческих систем.

Так, в п. 1 Московской декларации, подписанной правительствами СССР, США, Великобритании и Китая 30 декаб­ря 1943 г., отмечено, что правительства этих стран «признают не­обходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей ме­ждународной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного ра­венства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства — большие и малые».

Правительства четырех держав приняли на себя обязательство консультироваться друг с другом, а когда этого потребуют обстоятельства — и с дру­гими членами Объединенных Наций, с целью совместных дейст­вий в интересах сообщества наций для поддержания международ­ного мира и безопасности, пока не будут восстановлены закон и порядок и пока не будет установлена система всеобщей безопас­ности (п. 5). Стороны обязались не применять до окончания вой­ны своих вооруженных сил на территории других государств без совместной консультации, причем применение ограничивалось только целями, предусмотренными в Декларации. Они обязались также совещаться и сотрудничать друг с другом и с другими члена­ми Объединенных Наций в целях достижения всеобщего соглаше­ния о регулировании вооружений в послевоенный период.

Решения Московской конференции получили всеобщее под­тверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана Декларация, в которой главы СССР, США и Вели­кобритании заявили о следующем: «Мы полностью признаем высо­кую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных На­циях за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».

В течение первого полугодия 1944 г. происходили переговоры между участниками Московской конференции 1943 г. о правовом статусе (в широком смысле) новой международной организации по вопросам мира и безопасности. В июне 1944 г. Президент США Ф, Рузвельт выступил с заявлением о планах создания меж­дународной организации безопасности. Резюмируя свои сообра­жения об этой организации, Президент США подчеркнул: «Мы не имеем в виду создание сверхгосударства с собственной полицей­ской силой и другими реквизитами принудительной власти»3. К началу переговоров в Думбартон-Оксе (21 августа — 28 сентября 1944 г.) были составлены английские, американские и советские предложения. Согласованный в Думбартон-Оксе проект «Предва­рительных предложений» о создании Всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности явился осно­вой будущего Устава ООН. Этот проект состоял из 12 глав (для сравнения: Устав ООН состоит из 19 глав).

На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совместно с другими миролюбивыми государствами универсаль­ной международной организации для поддержания мира и без­опасности занимал одно из важнейших мест. В опубликованном 13 февраля 1945 г. совместном коммюнике главы трех держав установили, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско будет созвана Конференция Объединенных Наций для подготовки устава такой организации в соответствии с положениями, выработанными в ходе предварительных переговоров. Было условлено, что в осно­ву деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при решении кар­динальных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договорились о том, что Великобритания и США поддержат со­ветское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР.

Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объе­диненных Наций по вопросу о создании международной органи­зации. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и боль­шинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объединенных Наций (Резолю­ция 168 (II) от 31 декабря 1947 г.).

В преамбуле Устава указано, что члены ООН преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и жен-шин и в равенство прав больших и малых наций и создать усло­вия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. В связи с этим члены ООН берут на себя обязательства проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объеди­нить свои усилия для поддержания международного мира и без­опасности, использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

В то время положения Устава ООН отражали новое мышле­ние. Цели и принципы, провозглашенные в нем, наделены выс­шей юридической силой (ст. ЮЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Устава ООН главными органами Организации являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасно­сти, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Между­народный суд и Секретариат. Все они расположены в Централь­ных учреждениях в Нью-Йорке, за исключением Международного суда, который находится в Гааге.