Тема 8. Международные конференции

Международные конференции созываются для решения поли­тических, экономических, военных и иных проблем. Как институт международного права и международных отношений они появи­лись во второй половине XIX в. В настоящее время ежегодно со­зывается 1000 конференций. По мнению специалистов, в середине XIX в. ежегодно будет проходить примерно 50 тыс. международ­ных конференций в год.

Международные конференции не являются международными организациями и субъектами международного права. Чаще всего их называют многосторонней или парламентской дипломатией. Любая конференция имеет строго определенные цели и задачи, которые должны соответствовать основным принципам междуна­родного права (суверенного равенства участников, сотрудничест­ва, мирного разрешения споров и т. д.).

В последние годы наиболее важные международные конфе­ренции созываются под эгидой ООН. Согласно ст. 55 Устава эта организация содействует разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и т. п.; международному сотрудничеству в области культуры и образова­ния. Она способствует также всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Чаще всего межправительственные конференции созываются для разработки и принятия международных договоров, заключен­ных актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной об­ласти международных отношений. Например, Венская встреча 1986 г. представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе одобрила Итоговый до­кумент, в котором были определены основные направления со­трудничества в области экономики, науки и техники и окружаю­щей среды. Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, являющуюся кодексом принципов международного экологическо­го права.

Значительное количество международных конференций созы­вается для обсуждения насущных проблем современности. Так, в 1995 г. состоялся девятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Определенный вклад в становление международного сотруд­ничества вносят конференции, созванные для обмена мнениями и информацией по конкретным проблемам и выработки соответ­ствующих рекомендаций. Таким образом, международная конфе­ренция — это временный коллективный орган субъектов между­народного права, преследующий согласованные цели и имеющий определенную организационную структуру и компетенцию. Раз­личия в наименованиях международных конференций юридиче­ского значения не имеют.

Для обеспечения успешной работы международных конферен­ций ими принимаются правила процедуры, нормы которых отно­сятся к внутреннему праву конференций.

Правила процедуры являются результатом согласования воль участников конференции. Зачастую они разрабатываются в жест­кой борьбе и являются продуктом разумною компромисса. Пра­вила процедуры обычно состоят из следующих основных положе­ний.

1. Представительство и полномочия.Делегация каждого госу­дарства — участника конференции включает аккредитивных пред­ставителей и других необходимых заместителей и советников. В начале работы конференции назначается комитет по проверке полномочий. Он проверяет полномочия представителей и неза­медлительно представляет доклад конференции.

2. Должностные лица.Конференция избирает из числа пред­ставителей конференции государств — участников конференции следующих должностных лиц: председателя, трех заместителей председателя и докладчика. Эти должностные лица избираются с учетом справедливого географического представительства. Пра­вила подробно регламентируют права председателя и порядок его замены.

3. Секретариат конференции.Он обеспечивает устный период выступлений на заседаниях; получает, переводит, размножает, из­дает и распространяет документы; осуществляет звукозапись засе­даний и обеспечивает их хранение; обеспечивает хранение и сохранность документов конференции в архивах ООН; выполняет всю другую работу, которая требуется для конференции.

4. Открытие конференции.На своем первом заседании конфе­ренция избирает председателя; утверждает правила процедуры, повестку дня; избирает должностных лиц конференции; принима­ет решение об организации своей работы.

5. Порядок ведения заседаний.Никто не может выступать на конференции, не получив предварительного разрешения конфе­ренции. Председатель предоставляет слово ораторам в том порядке, в каком они заявили о своем желании выступать. Секретариату по­ручается составление списка выступающих. Конференция может ограничить время, предоставляемое каждому оратору. Любой пред­ставитель может в любое время внести предложение о прекраще­нии прений по обсуждаемому вопросу. Предложения и поправки по существу вопросов представляются в письменной форме в сек­ретариат конференции, который рассылает их всем делегациям.

6. Принятие решений.Как правило, любая конференция осу­ществляет свою работу на основе общего согласия. Она может приступить к голосованию лишь после того, как исчерпаны все возможности для достижения общего согласия. До начала голосо­вания председатель информирует конференцию о том, что все возможности для достижения общего согласия исчерпаны. Каждое государство — участник конференции имеет один голос. Конфе­ренция по всем вопросам существа принимает решения большин­ством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании представителей. Согласно правилам процедуры «присутствующие и участвующие в голосовании представители» обозначают пред­ставителей государств — участников конференции, голосующих «за» или «против». Представители, которые воздерживаются от го­лосования, рассматриваются как не участвующие в голосовании. Голосование обычно проводится поднятием руки, но если ка­кой-либо представитель потребует поименного голосования, то оно будет проводиться в английском алфавитном порядке назва­ния государств — участников конференции.

7. Вспомогательные органы.Помимо комитета по проверке полномочий конференция может создавать такие вспомогатель­ные органы, которые представляются необходимыми для осущест­вления ее функций. Решения вспомогательных органов принима­ются большинством присутствующих и участвующих в голосова­нии представителей.

8. Языки и отчеты о заседаниях.Обычно языками всемирной межправительственной конференции являются английский, фран­цузский языки и язык государства, на территории которого прово­дится конференция. Если же конференция созывается под эгидой ООН, то языками такой конференции являются официальные и рабочий языки ООН. Однако любой представитель может выступать на языке, не являющемся языком конференции, если соответ­ствующая делегация обеспечивает устный перевод на один из таких языков.

9. Другие участники и наблюдатели.Представители, назначен­ные организациями, которые получили постоянное приглашение принимать участие в работе международной конференции, имеют право участвовать в качестве наблюдателей без права голоса в ра­боте самой конференции и ее вспомогательных органов. В работе конференции могут участвовать представители международных организаций. Наблюдатели могут выступать с краткими устными заявлениями, распространять соответствующие документы по те­матике конференции.

Итогом работы конференции является принятие соответст­вующего документа. Чаще всего им являются заключительный акт, конвенция и рекомендации.

В заключительном акте приводится краткая история созыва конференции; перечисляются участники и должностные лица конференции; дается перечень документов, рассмотренных участ­никами конференции; указывается полное наименование приня­того конференцией документа. Заключительный акт подписывает­ся главой каждой из делегаций (иногда и заместителем главы). Этот документ не содержит правовых норм и, следовательно, не является юридически обязательным.

Как правило, к заключительному акту прилагается текст одоб­ренной конференцией конвенции на одном или нескольких язы­ках. Завершающим разделом заключительного акта является пакет резолюций и рекомендаций, адресованных государствам и между­народным организациям. В некоторых случаях резолюции исполь­зуются как средства констатации или толкования действующих международно-правовых норм.

Международная конференция по своей тематике одобряет та­кие рекомендации и план мероприятий. Например, Конференция ООНпо окружающей среде и развитию 1992 г. утвердила Повест­ку дня на XXI в., состоящую из четырех разделов: социальные и экономические аспекты; сохранение и рациональное использо­вание ресурсов в целях развития; укрепление роли основных групп населения; средства их осуществления. Такого рода доку­менты не являются обязательными. Они могут составить основу соответствующих международных конвенций.

Контрольные вопросыи задания

1. Чтотакое «право международной организации»?

2. Обладают ли межправительственные организации автоном­ной волей?

3. Перечислите основные военно-политические организации и дайте им краткую характеристику.

4. Являются ли международные неправительственные органи­зации субъектами международного права?

5. Каковы важнейшие итоги международной конференции?