Тема 7. Международные неправительственные организации

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (ХГУ) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) — это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО являетсялюбая не­правительственная организация, учрежденная не на основе меж-правительственного договора и не преследующая своей целью из­лечение коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), «организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являют­ся по своей природе частными организациями, они объединяют ча­стных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства».

Основными признаками МНПО являются:

а) отсутствие целей извлечения прибыли;

б) призна­ние, по крайней мере, одним государством или наличие консуль­тативного статуса при международных межправительственных ор­ганизациях;

в) получение денежных средств более чем из одной страны;

г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;

д) создание на основе учредительного акта. В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты междуна­родного права.

МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчи­тывается более 8 тыс. Краткие сведения об этих организациях (как и о любой другой организации) можно почерпнуть в книге «Yearbook of International Organizations», издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией. Первыми МНПО в социально-по­литической области были в основном профессиональные, просве­тительские, религиозные, пацифистские.

МНПО играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они явля­ются лидерами. В частности, Международный институт по гума­нитарному праву(создан в 1970 г.) проводит большую работу по применению норм и принципов международного гуманитарного права. Институт регулярно созывает семинары по изучению офи­церами законов и обычаев войны и норм, направленных на защи­ту беженцев.

Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) коор­динирует исследования по актуальным проблемам международно­го публичного и международного частного права. Организация уделяет внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.

Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы и руководства по применению конвенций по международному уголовному праву. Она разработа­ла рекомендации по модернизации национального законодатель­ства и развитию науки международного уголовного права, созыва­ет конференции и семинары в этой области.

Международный комитет Красного Креста (МККК), принци­пами деятельности которого являются гуманность, беспристраст­ность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку принципов и норм международного гуманитарного права.

При его активном участии разработаны:

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г.,

Гаагская кон­венция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г.,

два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.

Среди многочислен­ных и трудных задач, отнесенных гуманитарными конвенциями к компетенции МККК, следует особо отметить право посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные гражданские лица, а также организацию Центрального справочно­го агентства по делам военнопленных для сбора информации о них. Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., гласит: «Беспристрастная гуманитарная органи­зация, такая, как Международный комитет Красного Креста, мо­жет предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфлик­те». Являясь нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов или беспорядков, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты жертвам международных и гражданских войн (см. главу XXII).

Многие МНПО активно сотрудничают с межправительствен­ными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативно­го статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает рост международного авторитета и влияния международ­ных неправительственных организаций на развитие современных международных отношений.

Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправи­тельственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть со­гласованы с международными организациями, а в случае надобно­сти — с национальными организациями после консультации с за­интересованными членами ООН.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственны­ми организациями», принятой в 1946 г. (в дальнейшем неодно­кратно пересматривались).

Консультативный статус при Совете предоставлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:

к категории I от­носятся организации, связанные с большинством аспектов дея­тельности Совета;

к категории II относятся организации, обла­дающие особым опытом в конкретных областях;

к категории III относится обширный список организаций, оказывающих содейст­вие Совету, его вспомогательным органам и другим органам ООН по мере необходимости.

 

Резолюция ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. устанавливает следующий основной принцип предоставления МНПО консульта­тивного статуса: консультативные отношения устанавливаются в соответствии с Уставом ООН с целью достижения справедливо­го, сбалансированного и подлинного вовлечения неправительст­венных организаций в ее работу. В этой резолюции изложена про­цедура приостановления действия консультативного статуса и ли­шения его. МНПО, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседа­ния ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представ­лять письменные заявления, касающиеся работы Совета. Они мо­гут также консультироваться с Секретариатом ООН по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса.

Например, Международная морская организация (ИМО) пре­доставляет консультативный статус тем МНПО, которые могут внести существенный вклад в работу ИМО. Кроме того, цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функция­ми и принципами ИМО (Правила, касающиеся взаимоотношений с МНПО 1961 г.).

Любая МНПО, желающая сотрудничать с ВОЗ (в том числе путем предоставления консультативного статуса), должна соответ­ствовать следующим критериям:

а) МНПО занимается вопроса­ми, входящими в компетенцию ВОЗ;

б) цели и принципы МНПО не противоречат целям и принципам Устава ВОЗ;

в) МНПО при­знана в качестве постоянной организации;

г) МНПО имеет руко­водящий орган и уполномочена выступать от имени своих членов;

д) МНПО формально является международной по своей структу­ре и сфере деятельности;

е) она должна иметь своих членов, ко­торые вправе голосовать по вопросам, касающимся политики и деятельности такой организации (Правила, касающиеся взаимо­отношений с МНПО 1948 г.).

Международной неправительственной организацией, с кото­рой ЮНЕСКО может поддерживать отношения, считается любая международная организация с целями и функциями, неправитель­ственными по своему характеру, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и отвечающая следующим ус­ловиям:

а) заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, быть в состоянии и желать оказывать действенную по­мощь в осуществлении задач организации в соответствии с прин­ципами, содержащимися в Уставе ЮНЕСКО;

б) объединять зна­чительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, с тем чтобы такая организация могла по мере своих возможностей выступать в качестве действительного представителя различных культурных районов мира; в) в случае когда дело идет об организации регионального характера с геогра­фической или культурной точки зрения, она должна иметь доста­точно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного района; г) иметь постоянный руководящий орган, созданный на между­народной основе, должным образом уполномоченных представи­телей и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяю­щими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.

Отношения между ЮНЕСКО и МНПО могут быть отнесены к трем категориям:

категория А (консультативная и сотрудничаю­щая);

категория В (информационная и консультативная) и

кате­гория С (взаимная информация).

МНПО, отнесенные к этим ка­тегориям, имеют строго определенные права и обязанности (см. Директивы, касающиеся отношений ЮНЕСКО с МНПО1960 г.).