Рассчитайте для населения региона и населения РФ доли трех основных возрастных групп в численности населения и коэффициенты демографической нагрузки.

Рассчитайте средний возраст населения региона и населения РФ, отдельно женского и мужского. Рассчитайте средний возраст детского, трудоспособного и пожилого населения. Прокомментируйте полученные результаты.

Задание 1. СРАВНЕНИЕ ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫХ СТРУКТУР РЕГИОНА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В течение семестра студент выполняет четыре задания, на каждое из которых отводится две недели. Баллы, набранные за выполнение заданий, учитываются при подведении итогов работы студента в семестре.

Для выполнения каждого задания студенты используют файлы с исходными статистическими материалами по своему региону (или сайты www.gks.ru, www.demoscope.ru, www.cir.ru ).

В начале изучаемого курса все студенты должны выбрать один из 83 субъектов Российской Федерации для изучения демографической ситуации.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Методические указания для студентов

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Демография» определяется квалификационными характеристиками специалистов с высшим университетским образованием. По завершению изучения соответствующего курса студент должен: иметь представление о характере эволюции и закономерностях демографических процессов, взаимодействий между населением, системой расселения и трудовыми ресурсами; знать об особенностях основных тенденций развития и размещения населения; уметь анализировать специфику территориальной организации населения России и ее регионов; иметь опыт комплексного анализа основных геодемографических элементов, составляющих территориальные социально-экономические системы России и регионов;

иметь навыки применения самых современных методов при характеристике основных тенденций развития народонаселения в мировой и российской рыночной экономической экономике.

 

В учебном процессе могут использоваться следующие формы самостоятельной работы студентов: составление схем-конспектов по узловым вопросам конкретных тем, подготовка докладов, рефератов, сообщений; разработка сценариев деловых и ролевых игр, создание творческих эссе. Обучающийся должен проводить самостоятельный анализ и систематизацию исходных данных. Целесообразно рекомендовать следующие этапы в выполнении самостоятельной работы:

• изучение специальной научной литературы и другой информации, достижений отечественной и зарубежной науки в области изучения проблем теории и практики народонаселения;

• осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научной и специальной информации по теме исследования;

• выделение основных проблем;

• предложение возможных путей решения этих проблем;

• выполнение картографического сопровождения работы.

По итогам выполненной работы проводится собеседование и (или) тестовый контроль.

Индивидуальная самостоятельная работа (контрольная работа) студентов:

2. По мере изучения разделов курса «Демография» студенты выполняют задания по анализу того ил иного аспекта демографического развития своего региона.

Проведите сравнительный анализ двух возрастно-половых структур (России в целом и Вашего региона) на основе данных Всероссийской переписи населения 2002 г.

1. Постройте две возрастно-половые пирамиды. Обоснуйте выбор абсолютных или относительных чисел при построении пирамид. Обратите внимание на численность населения в последнем, открытом возрастном интервале, а также на численность группы «возраст неизвестен».

2. Прокомментируйте общую форму пирамид, объясните появление малочисленных и многочисленных поколений, если таковые имеются. Поясните, какие демографические факторы повлияли на форму пирамид. Используйте сведения о рождаемости, смертности и, если необходимо, миграции. Предложите гипотезы относительно того, какие социально-экономические, политические и т.п. факторы повлияли на форму пирамид. Отличается ли возрастно-половая структура региона от структуры населения России в целом и почему?

3. Сравните третичное соотношение полов населения региона и населения РФ. Для этого воспользуйтесь графиком, на который нанесите данные. Прокомментируйте его форму. Обратите внимание на возраст, в котором мужское население по численности становится меньше женского. Чем объясняется величина этого возраста?

6. Каковы возможные последствия сложившихся возрастных структур для социально-экономического развития Вашего региона и России в целом?