Методические рекомендации для преподавателя

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийные средства, компьютерное обеспечение.

Аудиторные занятия по спецкурсу «Демография» включают лекционные, практические и семинарские занятия, встречу работниками Статуправления, деловые игры. Практические занятия посвящены демографическому анализу населенческого потенциала, особенностям политико-административного устройства, территориальной организации населения мира, его регионов, России и экономических районов. В рамках семинаров проводятся занятия по темам наиболее сложным, дискуссионным для студентов. Особое значение придается обучению практическим навыкам работы с географическими картами, периодическими изданиями, энциклопедической литературой и статистическими сборниками.

Требования к лекционным и семинарским занятиям соответствуют классическим подходам, применяемым в педагогике высшей школы.

Вузовская лекция представляет собой ведущее звено дидактического цикла обучения. Е. цель – формирование у студентов ориентировочной базы для последующего усвоения программного материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим требованиям: изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; логичность, четкость и ясность применяемых формулировок; возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога в целях активизации познавательной деятельности студента; опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления и процессы, статистическую информацию; тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается интонацией лектора. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении целесообразно исходить из того, что восприятие лекционного материала студентами младших и старших курсов существенно отличается по степени готовности и умению.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным темам учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определенной теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами, либо между самими студентами.

При проведении аттестации студентов всегда важно помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых базируется контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента требуют учета его индивидуального стиля в реализации учебной деятельности. «Прозрачность» критериев оценки знаний существенно облегчает взаимопонимание преподавателя и студента и способствует активизации познавательного процесса.