Распределение часов курса по темам и видам работ
Задача учебного курса
Цель курса
Введение
Барнаул 2011
ДЕМОГРАФИЯ
Специальность «Социология» (040201.65), специальность «Социальная работа» (040101.65), специальность «Организация работы с молодежью» (040104.65), «Прикладная информатика в социокультурной сфере» (080801.65)
Направление «Конфликтология» (040300.62)
Форма обученияочная, заочная
Составитель: Миронова С.В., к.с.н., доцент
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности «Социология» (040201.65) утвержденный Министерством образования РФ «10» марта 2000 г.;
специальности «Социальная работа» (040101.65) утвержденный Министерством образования РФ «10» марта 2000 г.;
специальности «Организация работы с молодежью» (040104.65) утвержденный Министерством образования РФ «27» декабря 2005 г.;
специальности «Прикладная информатика в социокультурной сфере» (080801.65) утвержденный Министерством образования РФ «10» марта 2000 г.;
направлению «Конфликтология» (040300.62) утвержденный Министерством образования РФ «20» мая 2003 г.;
2) Учебный план по специальности «Социология» утвержденный ученым советом факультета социологии «18» апреля 2007 г., протокол № 8
Учебный план по специальности «Социальная работа» утвержденный ученым советом факультета социологии «18» апреля 2007 г., протокол № 8
Учебный план по специальности «Организация работы с молодежью» утвержденный ученым советом факультета социологии «18» апреля 2007 г., протокол № 8
Учебный план по специальности «Информатика в социокультурной сфере» утвержденный ученым советом факультета социологии «18» апреля 2007 г., протокол № 8
Учебный план по направлению «Конфликтология» утвержденный ученым советом факультета социологии «20» декабря 2007 г., протокол № 5
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры общей социологии
от «_28__» ___04_____2011 г., протокол № _2__
Заведующий кафедрой Попов Е.А._____________
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета социологии от «___»____________ 2011 г., протокол № ___
Председатель методической комиссии Чуканова Т.В.___________
Организационно-методический раздел
Цель курса «Демография» состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, положениями, тенденциями современного развития демографических процессов, научить их применять полученные знания на практике.
Научить студентов анализировать демографические процессы и демографическую обстановку, ознакомить с источниками данных о населении, дать знания по основными демографическим процессам, изучить тенденции и факторы основных демографических процессов, приобрести первоначальные знания в области социологического анализа демографических процессов, уяснить особенности демографической ситуации и тенденции ее развития в мире, в России в целом и ее регионах.
Методы проведения занятий:лекции, семинарские занятия.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
В настоящее время возрастает роль демографических факторов во всех сферах жизнедеятельности социума. В связи с этим необходимым является освоение знаниями по демографии студентами, обучающимися по специальностям и направлениям социогуманитарного профиля.
Курс «Демография» является обязательным (федеральный компонент) в программе подготовки специалистов социогуманитарного профиля.
Требования к уровню освоения курса:
– владеть категориальным аппаратом демографической науки;
– усвоить основные демографические закономерности;
– иметь представления об основных демографических концепциях;
– уметь применять полученные знания для анализа и оценки демографической ситуации в мире, России в целом и ее регионах.
Изучение курса «Демография» рассчитано на один семестр. В конце семестра студенты сдают зачет.
для студентов дневного отделения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа | |
в том числе | |||||
лекции | семинары | ||||
Демография как наука | |||||
Демографическая информация | |||||
Численность и структура населения. Аспекты и тенденции изменения численности и состава населения. Воспроизводство населения. | |||||
Методы измерения численности, структуры населения и демографических процессов | |||||
Рождаемость как основное демографическое понятие и явление. Репродуктивное поведение | |||||
Смертность как социально-демографическое понятие и явление. Самосохранительное поведение | |||||
Современная семья и брак: демографические и социальные проблемы | |||||
Миграция и миграционное поведение. Воспроизводство населения. | |||||
Демографическое прогнозирование | |||||
Демографическая политика | |||||
ИТОГО |
для студентов заочного отделения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа | |
в том числе | |||||
лекции | семинары | ||||
Демография как наука | 0,5 | 0,5 | |||
Демографическая информация | 0,5 | 0,5 | |||
Численность и структура населения. Аспекты и тенденции изменения численности и состава населения. Воспроизводство населения. | 0,5 | 8,5 | |||
Методы измерения численности, структуры населения и демографических процессов | 0,5 | 8,5 | |||
Рождаемость как основное демографическое понятие и явление. Репродуктивное поведение | 0,5 | 0,5 | |||
Смертность как социально-демографическое понятие и явление. Самосохранительное поведение | 0,5 | 0,5 | |||
Современная семья и брак: демографические и социальные проблемы | |||||
Миграция и миграционное поведение. Воспроизводство населения. | |||||
Демографическое прогнозирование | 0,5 | 8,5 | |||
Демографическая политика | 0,5 | 8,5 | |||
ИТОГО |