V. Механизмы реализации (или методы обеспечения)
- Информационное обеспечение:
· развитие (по тексту дословно «создать») современной системы государственного статистического наблюдения;
· расширение социальной рекламы.
· постоянный мониторинг и анализ демографических процессов и корректировка на их основе конкретных мер демографической политики;
· развития научных исследований в сфере народонаселения.
- Нормативно-правовое обеспечение:
· дальнейшее совершенствование законодательства (в различных сферах: жилищного, здравоохранения и др.), направленного на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;
- Экономические: задачи и мероприятия демографической политики предполагается:
· включать в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
· учитывать при формировании федерального и региональных бюджетов, внебюджетных фондов;
· концентрировать финансовые и материальные ресурсы для их реализации,
· привлекать дополнительные внебюджетные средства на эти цели;
VI. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики РФ на период до 2025 года:
2007-2010 гг. – первый этап.
2011-2015 гг. – второй этап.
2016-2025 гг. – третий этап.
На первом этапе (2007-2010 гг.) предполагается преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, создание правовой, организационной и финансовой базы дальнейшей реализации демографической политики, путем:
1. снижения уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний;
2. развития перинатальных технологий и снижение младенческой и материнской смертности, сохранение здоровья новорожденных и матерей;
3. разработки мер по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда;
4. разработки долгосрочных программ, направленных на популяризацию здорового образа жизни;
5. оказания государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей;
6. психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождения и материальной поддержки замещающих семей (имеющих приемных детей);
7. содействия занятости женщин, имеющих малолетних детей, повышению их конкурентоспособности на рынке труда;
8. развития инфраструктуры дошкольного образования;
9. повышения миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов РФ;
10. в субъектах РФ будут разработаны региональные демографические программы, учитывающие специфику каждого региона и согласованные с мероприятиями приоритетных национальных проектов. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением;
(нац. проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства);
В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.
На втором этапе (2011-2015 гг.) будут продолжены мероприятия по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на 4, 7, 3 и 10 (без ссылки на регионы) мероприятиях, т.е. на:
· 4. внедрении программы здорового образа жизни,
· 7. реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей,
· 3. проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению проф. заболеваний,
· 3. осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
· 10. будут разработаны меры по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг.
В результате реализации второго этапа предполагается к 2016 году:
· стабилизировать численность населения на уровне 142-143 млн. человек (сейчас 141,9 млн.);
· увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет (сейчас 67,88, м-61,83, ж-74,16);
· увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости (в 2008 - 12,1 чел. на 1000 населения; в 2006 – 10,4),
· на треть снизить уровень смертности населения (в 2008 - 14,6 чел. на 1000 населения; в 2006 – 15,2);
· обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно (в 2008 г. международных мигрантов прибыло 281,6 тыс. чел., выбыло 39,5 ) на основе:
- уменьшить отток квалифицированных специалистов,
- увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в РФ соотечественников, проживающих за рубежом,
- увеличить приток квалифицированных иностранных специалистов и молодежи.
На третьем этапе (2016-2025 гг.) предусматривается:
· проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию.
· принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка в связи со значительным уменьшением к 2016 г. численности женщин репродуктивного возраста.
· активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в РФ иммигрантов трудоспособного возраста в целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости.
В результате к 2025 году предполагается:
· обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
· увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
· увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости,
· снизить уровень смертности в 1,6 раза;
· обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.
2. Меры материальной поддержки семей, имеющих детей: формы поддержки и условия получения. Материнский капитал: возможности и проблемы использования