Тема 1. Демография как наука
Содержание курса
Для студентов заочного отделения
Для студентов дневного отделения
Распределение часов курса по темам и видам работ
Задача учебного курса
Цель курса
Организационно-методический раздел
Содержание
1. Организационно-методический раздел. 4
2. Распределение часов курса по темам и видам работ. 5
2.1. для студентов дневного отделения. 5
2.2. для студентов заочного отделения. 6
3. Содержание курса. 7
4. Учебный план курса. 11
5. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы. 20
6. Примерная тематика рефератов и курсовых работ. 22
7. Примерный перечень вопросов к зачету. 23
8. Учебно-методическое обеспечение курса. 25
Цель курса «Демография» состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями, положениями, тенденциями современного развития демографических процессов, научить их применять полученные знания на практике.
Научить студентов анализировать демографические процессы и демографическую обстановку, ознакомить с источниками данных о населении, дать знания по основными демографическим процессам, изучить тенденции и факторы основных демографических процессов, приобрести первоначальные знания в области социологического анализа демографических процессов, уяснить особенности демографической ситуации и тенденции ее развития в мире, в России в целом и ее регионах.
1.3. Методы проведения занятий:
лекции, семинарские занятия.
1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
В настоящее время возрастает роль демографических факторов во всех сферах жизнедеятельности социума. В связи с этим необходимым является освоение знаниями по демографии студентами, обучающимися по специальностям и направлениям социогуманитарного профиля.
Курс «Демография» является обязательным (федеральный компонент) в программе подготовки специалистов социогуманитарного профиля.
1.3. Требования к уровню освоения курса:
– владеть категориальным аппаратом демографической науки;
– усвоить основные демографические закономерности;
– иметь представления об основных демографических концепциях;
– уметь применять полученные знания для анализа и оценки демографической ситуации в мире, России в целом и ее регионах.
Изучение курса «Демография» рассчитано на один семестр. В конце семестра студенты сдают зачет.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа | |
в том числе | |||||
лекции | семинары | ||||
Демография как наука | |||||
Демографическая информация | |||||
Численность и структура населения. Аспекты и тенденции изменения численности и состава населения. Воспроизводство населения. | |||||
Методы измерения численности, структуры населения и демографических процессов | |||||
Рождаемость как основное демографическое понятие и явление. Репродуктивное поведение | |||||
Смертность как социально-демографическое понятие и явление. Самосохранительное поведение | |||||
Современная семья и брак: демографические и социальные проблемы | |||||
Миграция и миграционное поведение. Воспроизводство населения. | |||||
Демографическое прогнозирование | |||||
Демографическая политика | |||||
ИТОГО |
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа | |
в том числе | |||||
лекции | семинары | ||||
Демография как наука | 0,5 | 0,5 | |||
Демографическая информация | 0,5 | 0,5 | |||
Численность и структура населения. Аспекты и тенденции изменения численности и состава населения. Воспроизводство населения. | 0,5 | 8,5 | |||
Методы измерения численности, структуры населения и демографических процессов | 0,5 | 8,5 | |||
Рождаемость как основное демографическое понятие и явление. Репродуктивное поведение | 0,5 | 0,5 | |||
Смертность как социально-демографическое понятие и явление. Самосохранительное поведение | 0,5 | 0,5 | |||
Современная семья и брак: демографические и социальные проблемы | |||||
Миграция и миграционное поведение. Воспроизводство населения. | |||||
Демографическое прогнозирование | 0,5 | 8,5 | |||
Демографическая политика | 0,5 | 8,5 | |||
ИТОГО |
Население как объект изучения многих наук: демографии, политической экономии, социологии, психологии, этнографии, истории, медицины и др. Специфическое понятие населения в демографии. Население и общество.
Предмет демографии: воспроизводство населения в его общественно-исторической обусловленности (или, иначе говоря, закономерности и законы воспроизводства населения). Воспроизводство населения как непрерывная смена поколений. Исторические типы воспроизводства населения. Понятие и этапы демографического перехода.
Демографические явления и процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, изменения половозрастной структуры населения. Два вида движения населения: естественное и механическое (миграция).
Задачи демографии: 1) изучение тенденций и факторов демографических процессов; 2) разработка демографических прогнозов; 3) разработка мер демографической политики.
Взаимосвязи демографических процессов со всеми другими общественными процессами. Демография как самостоятельная общественная наука, ее взаимосвязи с другими науками: политической экономией, статистикой, социологией, социальной психологией, историей, этнографией, математикой, социальной гигиеной, медицинской социологией др..
Методы демографии: статистические, математические, социологические. Отраслевая дифференциация внутри демографии, или демография как система демографических наук (научных отраслей). Отрасли демографии: статистика населения (демографическая статистика), экономическая, математическая, историческая, этническая, медицинская, социологическая. Предмет социологической демографии — демографическое поведение семьи, личности, социальных групп.