ВВЕДЕНИЕ

Под ред. Скляра М.С.

Михайловская Т.Н., Ножкина Н.В., Подгаева В.А.

 

Медицинская демография. Методические указания для внеаудиторной подготовки к практическим занятиям для студентов педиатрического факультета.

 

Екатеринбург, изд. Уральской государственной медицинской академии, 2005. - 63 с.

 

Одобрено и утверждено к печати Ученым советом медико-профилактического факультета.

 

Методические указания предназначены для самостоятельно внеаудиторной подготовки студентов к практическим занятиям и выполнению курсовой работы по системному анализу здоровья населения. Методические указания содержат теоретические основы медицинской демографии, методику расчета основных медико- демографических показателей, информационный материал о демографической ситуации в России и Свердловской области, а также методы подхода к ее оценке.

Методические указания могут быть использованы для студентов, врачей - интернов, ординаторов, слушателей курсов повышения квалификации.

 

© Уральская государственная медицинская академия, 2005.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  ВВЕДЕНИЕ  
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ДЕМОГРАФИИ
  1.1. Статика населения
  1.2. Динамика населения  
2. ПОКАЗАТЕЛИ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  2.1. Основные документы, порядок регистрации их, критерии живорождения, мертворождения и смерти человека
  2.2. Показатель рождаемости
  2.3. Показатель смертности
  2.4. Показатель естественного прироста населения
  2.5. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни
  2.6. Материнская смертность
  2.7. Перинатальная смертность
  2.8. Детская смертность
  2.8.1. Младенческая смертность
  2.8.2. Неонатальная смертность
  2.8.2.1.. Ранняя неонатальная смертность
  2.8.2.2. Поздняя неонатальная смертность
  2.8.3. Постнеонатальная смертность
  2.8.4. Смертность детей от 0 до 14 лет
  2.8.5. Смертность подростков (15-17 лет)  
3. МЕТОДИКА АНАЛИЗА МЕДИКО- ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ  
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ  
5. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ  
6. ЛИТЕРАТУРА
      ПРИЛОЖЕНИЕ  

 

 

 

Здравоохранение представляет особую сферу деятельности по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье и, в связи с этим, является приоритетным направлением в политической, экономической и социальной жизни государства и общества. Ухудшение социально-экономических и экологических условий жизни с начала 90-х годов повлекли за собой ухудшение здоровья населения, в том числе и медико-демографических показателей (снижение рождаемости, рост смертности, в том числе смертности лиц трудоспособного возраста). В результате таких неблагоприятных изменений смертность превысила рождаемость и с 1991 года начала отмечаться убыль населения. В настоящее время несмотря на некоторую тенденцию к стабилизации ряда демографических показателей, медико-демографическая ситуация как в России, так и в Свердловской области продолжает оставаться напряженной. Так, наряду с наблюдающимся ростом рождаемости, уровень данного показателя остается низким. Сохраняется многолетняя неблагоприятная динамика показателей обшей смертности, смертности трудоспособного населения. Неестественные причины смерти (убийства, самоубийства, дорожно-транспортные происшествия) остаются ведущими в структуре смертности лиц трудоспособного возраста.

Ухудшение состояния здоровья населения является следствием целого комплекса социальных проблем общества, для решения которых требуется как совершенствование политики государства, так и реформирование здравоохранения.

 

 

Основная учебная цель практического занятия по теме «Медицинская демография»:

1. Знать:

  • основные понятия по теме,
  • виды медико-демографических показателей и их значение для оценки состояния общественного здоровья населения,
  • медицинскую документацию для регистрации рождения и смерти человека;
  • медико-демографическую ситуацию в Российской Федерации и Свердловской области.

2. Уметь:

  • вычислять и анализировать основные медико-демографические показатели,
  • выявлять основные проблемы при анализе медико-демографической ситуации.

Задачи:

  1. Ознакомиться с учетно-отчетной документацией и системой медицинской регистрации рождаемости и смертности населения.
  2. Освоить методику вычисления общих и специальных медико-демографических показателей: рождаемости, смертности общей и повозрастной (перинатальной, ранней неонатальной, поздней неонатальной, неонатальной, постнеонатальной и др.), естественного прироста населения.
  3. Научиться анализировать медико-демографические показатели в комплексе и взаимосвязи друг с другом, в динамике за ряд лет, в сравнении с данными по Свердловской области и Российской Федерации.

 

  1. Выделить ведущие проблемы в медико-демографической ситуации анализируемого района.
  2. Разработать рекомендации по улучшению медико - демографической ситуации.

Практические навыки:

Овладеть методикой анализа медико-демографической ситуации, используя расчет и оценку статистических коэффициентов (относительных показателей).

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ДЕМОГРАФИИ

Для комплексной характеристики здоровья населения используются следующие четыре группы показателей:

    • медико-демографические;
    • заболеваемость;
    • инвалидность;
    • физическое развитие.

Демография– это наука о населении в его общественном развитии. На основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует закономерности явлений и процессов, происходящих в структуре, размещении и динамике народонаселения.

Медицинская демография – это прикладная наука, изучающая, с одной стороны, демографические факторы здоровья, а с другой стороны, влияние здоровья населения на демографические процессы.

Статистическое изучения народонаселения ведется в двух основных направлениях:

  • статика населения,
  • динамика населения.