ВВЕДЕНИЕ
Под ред. Скляра М.С.
Михайловская Т.Н., Ножкина Н.В., Подгаева В.А.
Медицинская демография. Методические указания для внеаудиторной подготовки к практическим занятиям для студентов педиатрического факультета.
Екатеринбург, изд. Уральской государственной медицинской академии, 2005. - 63 с.
Одобрено и утверждено к печати Ученым советом медико-профилактического факультета.
Методические указания предназначены для самостоятельно внеаудиторной подготовки студентов к практическим занятиям и выполнению курсовой работы по системному анализу здоровья населения. Методические указания содержат теоретические основы медицинской демографии, методику расчета основных медико- демографических показателей, информационный материал о демографической ситуации в России и Свердловской области, а также методы подхода к ее оценке.
Методические указания могут быть использованы для студентов, врачей - интернов, ординаторов, слушателей курсов повышения квалификации.
© Уральская государственная медицинская академия, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
1. | ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ДЕМОГРАФИИ | |
1.1. Статика населения | ||
1.2. Динамика населения | ||
2. | ПОКАЗАТЕЛИ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ | |
2.1. Основные документы, порядок регистрации их, критерии живорождения, мертворождения и смерти человека | ||
2.2. Показатель рождаемости | ||
2.3. Показатель смертности | ||
2.4. Показатель естественного прироста населения | ||
2.5. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни | ||
2.6. Материнская смертность | ||
2.7. Перинатальная смертность | ||
2.8. Детская смертность | ||
2.8.1. Младенческая смертность | ||
2.8.2. Неонатальная смертность | ||
2.8.2.1.. Ранняя неонатальная смертность | ||
2.8.2.2. Поздняя неонатальная смертность | ||
2.8.3. Постнеонатальная смертность | ||
2.8.4. Смертность детей от 0 до 14 лет | ||
2.8.5. Смертность подростков (15-17 лет) | ||
3. | МЕТОДИКА АНАЛИЗА МЕДИКО- ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ | |
4. | КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ | |
5. | СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ | |
6. | ЛИТЕРАТУРА | |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
Здравоохранение представляет особую сферу деятельности по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье и, в связи с этим, является приоритетным направлением в политической, экономической и социальной жизни государства и общества. Ухудшение социально-экономических и экологических условий жизни с начала 90-х годов повлекли за собой ухудшение здоровья населения, в том числе и медико-демографических показателей (снижение рождаемости, рост смертности, в том числе смертности лиц трудоспособного возраста). В результате таких неблагоприятных изменений смертность превысила рождаемость и с 1991 года начала отмечаться убыль населения. В настоящее время несмотря на некоторую тенденцию к стабилизации ряда демографических показателей, медико-демографическая ситуация как в России, так и в Свердловской области продолжает оставаться напряженной. Так, наряду с наблюдающимся ростом рождаемости, уровень данного показателя остается низким. Сохраняется многолетняя неблагоприятная динамика показателей обшей смертности, смертности трудоспособного населения. Неестественные причины смерти (убийства, самоубийства, дорожно-транспортные происшествия) остаются ведущими в структуре смертности лиц трудоспособного возраста.
Ухудшение состояния здоровья населения является следствием целого комплекса социальных проблем общества, для решения которых требуется как совершенствование политики государства, так и реформирование здравоохранения.
Основная учебная цель практического занятия по теме «Медицинская демография»:
1. Знать:
- основные понятия по теме,
- виды медико-демографических показателей и их значение для оценки состояния общественного здоровья населения,
- медицинскую документацию для регистрации рождения и смерти человека;
- медико-демографическую ситуацию в Российской Федерации и Свердловской области.
2. Уметь:
- вычислять и анализировать основные медико-демографические показатели,
- выявлять основные проблемы при анализе медико-демографической ситуации.
Задачи:
- Ознакомиться с учетно-отчетной документацией и системой медицинской регистрации рождаемости и смертности населения.
- Освоить методику вычисления общих и специальных медико-демографических показателей: рождаемости, смертности общей и повозрастной (перинатальной, ранней неонатальной, поздней неонатальной, неонатальной, постнеонатальной и др.), естественного прироста населения.
- Научиться анализировать медико-демографические показатели в комплексе и взаимосвязи друг с другом, в динамике за ряд лет, в сравнении с данными по Свердловской области и Российской Федерации.
- Выделить ведущие проблемы в медико-демографической ситуации анализируемого района.
- Разработать рекомендации по улучшению медико - демографической ситуации.
Практические навыки:
Овладеть методикой анализа медико-демографической ситуации, используя расчет и оценку статистических коэффициентов (относительных показателей).
- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ДЕМОГРАФИИ
Для комплексной характеристики здоровья населения используются следующие четыре группы показателей:
- медико-демографические;
- заболеваемость;
- инвалидность;
- физическое развитие.
Демография– это наука о населении в его общественном развитии. На основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует закономерности явлений и процессов, происходящих в структуре, размещении и динамике народонаселения.
Медицинская демография – это прикладная наука, изучающая, с одной стороны, демографические факторы здоровья, а с другой стороны, влияние здоровья населения на демографические процессы.
Статистическое изучения народонаселения ведется в двух основных направлениях:
- статика населения,
- динамика населения.