Времена года
Дидактическая задача:Формирование представлений овлиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.
Оборудование:набора больших картинок с изображением времён года и 4 набора маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).
Игровые действия:Класс делится на 4 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времён года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справилась с заданием.
К словесным играм можно отнести такие, как «Небылицы», «Где ошибся писатель?» и т.п. Например:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ,
Это правда или нет?
Некоторые словесные дидактические игры сопровождаются передачей эстафетной палочки (фигурки животного).
Этот прием регулирует темп игры и часто используется при проведении игр «Кто больше?», «Назови животных (насекомых, птиц, рыб, зверей, цветы)», начинающихся или имеющих в названии заданный звук. Выигрывает тот, кто назвал больше слов.
Дидактические игры, предлагаемые нашему вниманию, не одинаковы по степени сложности. Они должны применяться с учетом индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся. При коллективной работе выбор игр зависит от подготовленности класса.
Многие игры могут быть с успехом использованы не только в учебной, но и во внеклассной работе: во время проведения вечеров, викторин, конкурсов, природоведческих недель, для выпуска стенгазет, оформления краеведческого уголка и т.д.
Использование предложенного материала на уроках естествознания и во внеклассное время значительно облегчает работу учителя по формированию интереса к изучаемому курсу и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащимися. В методических рекомендациях дан «ключ» к самостоятельной разработке учителем аналогичных игр, к их творческой интерпретации. Надеемся, что умелое использование дидактических игр естествоведческого характера поможет эффективно решать дидактические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.
Итак, загадка является важным средством стимуляции мыслительной деятельности, развивающим речь, корригирующим произвольное внимание, вызывающим положительные эмоции.
Шарады – вид словесных игр, в которых несколько букв, слогов или частей слов выделено и описано самостоятельно, по этим описаниям учащиеся должны отгадать все слово. Например:
Первое – крик птицы. Второе – согласная буква. Целое – рыба.
(Карп)
Первый слог – восклицание,
Второй – достоин порицания.
А в целом он на севере далеком обитает,
И жителей тех мест
Он греет и питает.
(Олень)
Крах – мой корень,
Мал – конец.
Как зовут меня, малец?
(Крахмал)
Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены букв образуется новое слово. Например:
С «Ч» я над водой летаю. С «Г» навинченной бываю. (Чайка – гайка)
С «Ё» колючий, С «У» ползучий.
(Ёж – уж)
С «С» я – рыба, С «Ф» я – птица.
(Сазан – фазан)
Анаграммы – слова, получающиеся при обратном прочтении других слов (кот – ток) или при перестановке слогов, букв (сосна – насос). Например:
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила.)
Список литературы
1. В.М. Найдыш «Концепции современного естествознания», учебное пособие
2. Горелов «Концепции современного естествознания»
Похожие рефераты:
Значение индивидуальных профконсультаций в выборе профессии учащимся
Основания профессионального самоопределения учащегося. Психологические характеристики подросткового и раннего юношеского возрастов. Выбор профессии учащимся. Специфика профконсультирования. Схема построения профконсультационного мероприятия.
Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка
Сущность и функции подвижных игр как необходимых элементов психофизического развития ребенка. Особенности методики проведения народных игр с детьми дошкольного возраста. Роль и значение народных подвижных игр в процессе воспитания и развития ребенка.
Дистанционное обучение: понятие и значение
Сущность и история развития дистанционного обучения, его основные элементы и перспективы. Классификация и общая характеристика форм этого вида обучения. Специфика его интеграции и другие формы обучения. Анализ преимуществ дистанционного образования.
Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе
Особенности и методы обучения информатике в начальной школе. Метод проектов и его характеристики. Планирование и организация исследования использования метода проектов при обучении информатике в начальной школе. Обработка и анализ полученных результатов.
Фольклор и его значение в воспитании детей
Московский Педагогический Государственный Университет Реферат по истории педагогики «Фольклор и его значение в воспитании детей» Студентки III курса
Типы и значение семейного воспитания
Сущность и психологическое обоснование понятия "родительская позиция", его структурные компоненты/ Типы семейного воспитания и их специфика на современном этапе. Гендерные различия восприятия юношами и девушками родительской позиции матери и отца.
Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной ш ...
Проблема игровой деятельности в педагогической и методической литературе. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 1 классе при изучении темы "Нумерация чисел в пределах сотни". Способы использования дидактических игр.
Символическое значение праздников и игр
В педагогике и воспитании значительное место занимает игра, она несет важнейшие функции в процессе развития ребенка и подростка. Русская народная игровая традиция дает возможность применять игровые практики и игровую психотерапию к детям и к взрослым.
Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного в ...
Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания. Предпосылки к обучению и методика обучения. Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении. Комплекс игровых приемов, обучение основным двигательным навыкам.
Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в до ...
Сущность и виды календарей природы в процессе ознакомления дошкольников с природой. Календари наблюдений за развитием живых существ и за сезонными изменениями в природе. План-конспект ведения календаря природы с детьми в течение третьей недели сентября.
Понятие и значение педагогических инноваций
Педагогические инновации - нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Пути реализации педагогических инноваций в современном образовании. Реализация в российской школе профильного обучения.
Значение методики использования картин для формирования речи дошкольников
Формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа как одна из главных задач детского сада. Роль картин в умственном речевом развитии детей дошкольного возраста. Содержание и методика использования картин.
Методические особенности изучения темы "Значение зеленых растений в жи ...
Многообразие растительного мира. Роль солнечного света и хлорофилла в образовании органических веществ. Растения как источники пищи, топлива, строительных материалов. Методические разработки по теме "Мир растений", применение дидактических карточек.
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного воз ...
Значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Понятие, структура и роль сенсорного воспитания. Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности.
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством испо ...
Сущность понятия "познавательная деятельность" в психолого-педагогической литературе. Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста. Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности при обучении младших школьников.
Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности
Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников. Педагогические условия обучения изобразительному искусству. Импровизация в изодеятельности. Игра как форма коллективной работы, ее значение в системе обучения. Разработка игровых занятий.
Применение дидактических игр природоведческого цикла в раннем возрасте
Теоретическое обоснование применения дидактических игр на занятиях природоведческого цикла в раннем возрасте. Экспериментально-педагогическое исследование применения природоведческих дидактических игр в обучении и воспитании детей раннего возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрическ ...
Значение дидактических игр и упражнений. Представления о геометрических фигурах. Значение дидактических игр и упражнений во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра как средство развития формы усвоения представлений о геометрических фигурах.
Организация режима дня, его значение в воспитании детей
Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах. Организация режима дня детей различных возрастов в условиях домашнего воспитания. Режим дошкольников в выходные и праздничные дни, необходимость и методы его поддержания.
Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха детей дошк ...
Классификация физкультурных праздников, их значение в организации активного отдыха дошкольников. Педагогические и методические требования к организации спортивных игр. Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста.
^ Для любознательных
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка- дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяют три класса игр:
1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры:
игра-экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры:
- сюжетно-отобразительные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские,
- театрализованные;
2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие:
- дидактические,
- сюжетно-дидактические,
- подвижные;
досуговые игры:
- игры-забавы,
- игры-развлечения,
- интеллектуальные,
- празднично-карнавальные,
- театрально-постановочные;
3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:
традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения тт определенных задач обучения и воспита-
„ „„„„„„„„„ ния детей. Это игры с готовым содержа-
с правилами 1
г нием, с фиксированными правилами, яв
ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки- мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть пра- валом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.
В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).
Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спорит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре «Назови растение»). Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.
Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Задания
1. Докажите условность современных классификаций детских игр (в чем проявляется творческий характер любой детской игры, если она «незаорганизована» взрослыми; необходимость регулирования игр с помощью правил, особенности правил в разных видах игр).
2. Составьте схему «Классификация детских игр».
3. Прочитайте книгу Н. А. Коротковой, Н.Я. Михайленко «Как играть с ребенком» (М., 1990).