ПРИРОДНЫЙ ХАРАКТЕР

ТЕХНОГЕННЫЙ ХАРАКТЕР

Динамика чрезвычайных ситуаций (ЧС) в России за 1991-1994 гг.

 

Виды ЧС
Авиакатастрофы
Ж/д аварии и катастрофы
Аварии на нефтегазопроводах
Аварии на АЭС и других атомных реакторах
Аварии в шахтах
Случаи особо опасных вспышек инфекционных заболеваний и массовых отравлений людей
Случаи массовых заболеваний, гибели рыбы, животных и птиц   -

 

Рост числа техногенных и иных чрезвычайных ситуаций сопровождается все более тяжелыми их негативными последствиями. Например, при общей тенденции к снижению числа железнодорожных катастроф наблюдается увеличение доли аварий пассажирских поездов, а также аварий с обширным загрязнением окружающей среды (разлив из цистерн нефтепродуктов или ядовитых веществ). Экологический аспект техногенных ЧС приобретает все большую остроту. Многолетние усилия по оздоровлению окружающей среды сводятся на нет авариями на производствах или магистральных нефтепроводах. К сожалению, за период после 1994 г. тенденция не изменилась к лучшему. По данным МЧС России, выделены следующие регионы с наивысшей опасностью возникновения чрезвычайных ситуаций в 1999 г.

Тюменская область

Иркутская область

Пермская область

Свердловская область

Кемеровская область

Ленинградская область

Красноярский край

Республика Коми

Республика Башкортостан

г. Москва

 

Республика Саха (Якутия)

Республика Калмыкия

Республика Северная Осетия-Алания

Республика Адыгея

Республика Ингушетия

Карачаево-Черкесская республика

Чеченская республика

Республика Дагестан

Чукотский а.о.

Приморский край

Камчатская область

Амурская область

Сахалинская область

Мурманская область

 

Получается, что в критическую зону попали: почти весь Северо-Кавказский регион, Дальний Восток, часть Центрального региона, Урала и Сибири.

Теперь проанализируем современное положение с дорожно-транспортным травматизмом в России[69]. Несмотря на то, что уровень моторизации России примерно втрое ниже, чем в США, странах Западной Европы, Японии и Австралии, Россия занимает лидирующее положение в мире по количеству погибших на 100 тыс. жителей. В долговременной динамике последствий дорожно-транспортных происшествий не удается выявить никакой устойчивой позитивной тенденции.

Что касается динамики показателей аварийности в 90-е гг. XX в., то после незначительного спада ежегодного числа жертв в 1994—1997 гг. в 1998—1999 гг. в стране вновь отмечайся рост ряда относительных показателей аварийности среднего числа пострадавших в расчете на 100 тыс. жителей и числа погибших в 100 ДТП.

Сейчас количество погибших на 100 пострадавших в России, а также в Белоруссии и на Украине в 5—10 раз превосходит соответствующие показатели развитых стран. По оценкам специалистов, значительная часть пострадавших погибает от несвоевременного оказания им медицинской помощи, несмотря на то, что полученная ими травма не была смертельной.

Таблица 6