II. Медико-психолого-педагогическая диагностика состояния зрения ребенка

 

Медико-психолого-педагогическая диагностика состояния зрения ребенка необходима для определения направлений, содержания, методов, приемов и средств коррекционно-развивающей работы с ним.

Для получения информации о зрении ребенка могут быть использованы:

1) обследование глаз и объективные зрительные тесты;

2) субъективные тесты;

3) наблюдение за поведением ребенка.

Проведение обследование глаз и объективного тестирования является в основном делом офтальмолога, ребенок не принимает в них активного участия. На основании данных, полученных в результате этого исследования, составляется клиническое описание состояния зрительной анализаторной системы, которое должно включать диагноз и указание на степень тяжести глазного заболевания (сведения о состоянии остроты зрения, границ поля зрения, цветоощущения, светоощущения, бинокулярного зрения, наличии косоглазия, оценку аккомодации, конвергенции, т.е. всего комплекса зрительных функций, реализующих зрительное восприятие), а также показания и противопоказания к разным видам зрительных и физических нагрузок.

Эти данные, как правило, содержатся в медицинской карте ребенка и должны быть достоянием тифлопедагога, который при определении стратегии и тактики психолого-педагогической работы по развитию зрительного восприятия обязательно учитывает их. Ниже дается характеристика нарушений зрительных функций и рекомендации к тому, как надо учитывать их в процессе коррекционно-развивающей работы.