Австрийцы, англичане, евреи среднеазиатские, крымчаки, кубинцы, ливы.

Этому было посвящено специальное заседание Ученого совета, создана комиссия, в состав которой вошли академик РАЕН, докт. ист. наук, проф. П.И. Пучков, докт. ист. наук З.П. Соколова, канд. ист. наук. С.В. Соколовский.

Опрос проведен в Чечне и Ингушетии в феврале 2001 г. Институтом национальных проблем образования Министерства образования Российской Федерации.

Академик РАЕН П.И. Пучков, известный специалист по религиозному составу населения, руководитель группы по этноконфессиональному картографированию (подразделение ИЭА РАН).

Если указан год с 1989 по 2002, то переход к подвопросу 2.

Укажите год, с которого Вы непрерывно здесь проживаете.

Нет.

2. Где Вы проживали в январе 1989 г.?

а) наименование авт. округа, области, края, республики России или наименование другого государства;

б) тип населенного пункта, в котором Вы проживали: городской, сельский.

44.В предыдущей версии переписной анкеты женщинам планировалось задать не один, а три вопроса: о количестве рожденных детей, о количестве живых детей, о намерении иметь детей в определенном количестве.

45.Официальная переписка ГКС и ИЭА РАН: В.А. Тишков – В.Л. Соколину / 05.10.1999 / № 14110/1811.

47.Пучков П.И. Сколько верующих в России? // Труд. – 2000. – 13 декабря.

48.Официальная переписка ГКС и ИЭА РАН: В.А. Тишков – В.Л. Соколину / 10.08.2000 / № 14110/1811.

49.Официальная переписка ГКС и ИЭА РАН: В.Л. Соколин – В.А. Тишкову / 17.08.2000 / № ВС-1-22/3337.

50.Courbage Y. Survey of the Statistical Sources on Religion, Language(s), National and Ethnic Group in Europe / in Werner Haug, Youssef Courbage, and Paul Compton, eds. // The Demographic Characteristics of National Minorities in Certain European States. – Strasbourg: Council of Europe. – P. 23-74.

51.Казьмина О.Е. Вопрос о религиозной принадлежности в переписях населения России и СССР // Этнографическое обозрение. – 1997. – № 5.

52.Официальная переписка ГКС и ИЭА РАН: В.Л. Соколин – В.А. Тишкову / 31.01.2000 / № ВС-1-22/0355.

53.Официальная переписка ГКС и ИЭА РАН: В.А. Тишков – В.Л. Соколину / 02.03.2000 / № 14110/1811.

54.В данном контексте “ коренная национальность” обозначает наименование этнической группы, чьим именем названа автономная территория. Таким образом, термин в данном случае эквивалентен советской идиоме “ титульная национальность” – С.В.

55.Следует обратить внимание на то, что предложенная формулировка осложняет понимание сути вопроса за рубежом. Например, в английском языке “ народность” может быть понята, как та же национальность (nationality). В данном случае разработчики из Госкомстата не отошли от клише “ народность”, применявшегося в советский период к отсталым в дореволюционном прошлом этническим группам, которые при социализме из-за недостатка экономического и политического единства не получили статуса “ нации” .

56.Козлов В.И. Этнология и перепись населения // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – М.: ИЭА РАН, 2000. – № 132. – С. 12.

57.Верещагина А. Социально-демографические характеристики населения // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. – М.: ИЭА РАН, 2000. – № 29.

58.В бланке микропереписи 1994 г. содержалось три вопроса: родной язык; другой язык, которым свободно владеете; язык, которым преимущественно пользуетесь (в семье, на работе).

59.Если операторы откажутся от повторного ввода (а я не сомневаюсь, что это будут в большинстве случаев операторы, а не сканирующие устройства. Это доказывает практика ручного ввода данных с заполненных бланков налоговых документов, введенных в России в 1998 г., хотя бланки предназначены для автоматизированного ввода), то тогда для чего повторные ответы, которых будет очень много, фиксировались переписью? А если от повторного ввода не откажутся, то затраты на обработку первичных данных значительно возрастут.

60.Непосредственно в переписном бланке значилось: указать также родной язык народов СССР, которым свободно владеете.

61.В 1920 г. вопрос звучал так: “ К какой национальности себя относит?”

62.В 1926 г. следовало заполнить пункт “ народность” .

63.В инструкциях и итоговых материалах последней советской переписи 1989 г. термин “ народность” употреблялся применительно к малочисленным аборигенным группам Севера. В начале 1990-х гг. термин “ народность” вышел из официального лексикона, а словосочетание “ малый народ” (синоним народности) было заменено на “ малочисленный народ” .

64.В 1932 г. был издан указ “ Об установлении паспортной системы в СССР” .

65.Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 “ Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации” .

66.Эта тенденция, разумеется, имела индивидуальные и “ групповые” исключения. Например, не хотели отказаться от своего этнонима крымские татары, хотя в паспорта им упорно записывали просто “ татарин”, “ татарка” .

67.Это, в частности, подтвердил опрос 2,5 тыс. школьников, проведенный при участии автора в 1999 г. в трех регионах Российской Федерации – Москве, Башкортостане, Республике Алтай (см.: Языки семьи и школы / под ред. Г.В. Хруслова и С. Крона. – М.,: Институт национальных проблем образования, 2001. – С. 25-31).

68.“ К какой национальности, народности или этнической группе себя относите?”

70.Тишков В.А. Трансформации, статистика и перепись населения России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – М.: ИЭА РАН, 2000. – № 132. – С. 27; Тишков В.А. Социально-демографическая ситуация и перепись населения в России // Этнопанорама. – Оренбург, 2000. – № 3. – С. 24; Тишков В.А. Этнология и политика. – М: Наука, 2001.

71.Официальная переписка ГКС и ИЭА РАН: В.Л. Соколин – В.А. Тишкову / 11.02.2000 / №ВС-1-21/0571.

72.Чешко С.В. Перепись населения: кого считать и как считать? // Этнографическое обозрение. – 2000. – №4; Соколовский С.В. Перепись 2002 года: игры по Витгенштейну // Там же.

73.Официальная переписка ГКС и ИЭА РАН: В.А. Тишков – В.Л. Соколину / 02.03.2000 / № 14110/1811.

76.Категория “ народности Севера” сохранена, но еще в период подготовки микропереписи 1994 г. формулировка изменена на “ народы Севера” ; список этих народов увеличен.

77.В 1926 г. – 194 этнических наименований, в 1939 г. – 97, в 1959 – 126, в 1970 – 122, в 1979 – 123, в 1989 г. – 128.

78.Козлов В.И. Замечания к проекту программы Всероссийской переписи населения 2002 г. / рукопись / ИЭА РАН / 18.07.2000.

79.Тишков В.А. Этнология и политика. – М.: Наука, 2001. – С. 215.

80.“ Шведы” появились еще в списке российской микропереписи 1994 г.

81.Этнокогнитология: Подходы к изучению этнической идентификации / ред. С.В.Соколовский. – М.: 1994.

82.Соколовский С.В. Комментарии к проекту программы Всероссийской переписи населения / рукопись / ИЭА РАН / 18.07.2000.

83.Racial and Ethnic Classifications Used in Census 2000 and Beyond / Документация Бюро переписи США [предоставлена автору сотрудником Бюро В.В. Кингкейдом].

84.Тишков В.А. Кого и как считать в многоэтничной стране? // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. – 2000. – № 32. – С. 7.

85.Копия рукописи, направленной в Госкомстат 10.04.2000. [хранится в ИЭА РАН].

86.Русские “ титульным” народом не считались.

87.В научных и политических кругах Республики Татарстан распространена точка зрения, что практически все группы татар, живущие в России, но за пределами “ своей” республики, являются представителями единого народа и их следует именовать “ внутрироссийская татарская диаспора” .

88.Распространена точка зрения, что тептяри – это сословная группа татар, поселившихся еще в XVI в. на арендованных у башкир землях. Условия аренды записывались в специальных документах-дефтярах, откуда и происходит название группы. В первой половине XVIII в. российские чиновники таких арендаторов переписали для обложения льготным налогом, учредили особые формы управления для них, и тептяри стали сословием. В конце столетия их перевели в разряд военно-служилого населения наподобие казачества. Два тептярских полка просуществовали до середины XIX в., а потом еще десять лет находились в составе Башкирского войска. С упразднением последнего стали постепенно исчезать и тептяри.