Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Образовательные технологии

Тема 11. Демографическое прогнозирование

Роль демографических прогнозов в планировании развития. Взаимосвязь демографического и социального прогнозирования. Искусство выработки гипотез о будущих тенденциях демографических процессов и точность прогнозов. Классификация демографических прогнозов – аналитические прогнозы, нормативные прогнозы, прогнозы-предостережения, функциональные прогнозы.

Основные методы демографического прогнозирования. Экстраполяционный метод. Метод, основанный на применении математических функций. Метод компонент, иначе называемый передвижкой возрастов. Основные методические приемы прогнозирования уровней демографических процессов – экстраполяция; референтное прогнозирование, или прогнозирование по аналогии. Прогнозирование смертности. Прогнозирование рождаемости. Роль социолого-демографических исследований репродуктивного поведения в разработке прогнозных сценариев будущей динамики рождаемости. Прогнозирование семейной структуры населения. Демографические прогнозы для СССР, России и мира – общий обзор. Демографическая технология – система действий по демографическому проектированию будущего, имитационное моделирование численности населения в долгосрочных прогнозах с помощью имитационных моделей рождаемости и репродуктивного поведения; демографические планы-прогнозы, поисковое нормативное прогнозирование и программы по их реализации.

 

o Проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий.

o Обеспечение студентов раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации работы по усвоению учебного курса.

o Использование проблемно-ориентированного подхода посредством проведения семинаров - развернутых бесед, семинаров-диспутов, проблемного семинара, семинара с обсуждением рефератов

o Использование интерактивных обучающих технологий case-study, ролевой игры, работы в малых группах.

 

7.1. Планы проведения практических занятий:

Темы для докладов, рефератов и самостоятельных занятий:

1. Место демографии в ряду естественных и социальных наук.

2. Социальная функция воспроизводства населения – обеспечение непрерывности существования человеческого общества через замещение поколений

3. Виды движения населения

Темы для дискуссий:

1. Чем понятие «население» в демографии отличается от одноименных понятий в других науках?

2. Является ли миграция демографическим процессом? Аргументы «за» и «против».

Вид группового занятия -семинар:

Семинар "малых полемических групп" (семинар-диспут)

Используемые интерактивные формы обучения:

Учебная дискуссия

Презентации в программе Powerpoint

Тестирование по теме занятия. Образец см. – в разделе 9.2.

Литература основная:1 (Глава 1); 2; 6 (с. 14-30, 294-231,310-344); 7; 9; 10 (с. 8-32)

Литература дополнительная:1 (Глава 1); 12; 13 (с. 113-122).